Бюджет США мог бы сэкономить миллиарды долларов из потраченных на спасение AIG, если бы не неудачная переговорная стратегия Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка.
К такому выводу пришел главный инспектор по использованию средств госпомощи из фонда TARP Нил Барофски.
Барофски изучал события сентября — ноября 2008 г., когда AIG, бывшую тогда крупнейшей страховой компанией в мире, властям США пришлось спасать от банкротства. С сентября 2008 г. компания получила из бюджета США $182,3 млрд, в том числе кредитную линию Федеральной резервной системы (ФРС) на $60 млрд, средства минфина в размере $69,8 млрд и гарантии по активам с ипотечным обеспечением на $52,5 млрд (данные Bloomberg).
В сентябре 2008 г., когда AIG не смогла договориться о привлечении денег у банков, ФРБ Нью-Йорка (региональное отделение ФРС) пришлось экстренно выделить ей $85 млрд. Тогда же он начал переговоры с партнерами AIG — Goldman Sachs, Merrill Lynch, Bank of America, Barclays, Deutsche Bank, Societe Generale, Calyon и UBS — о покупке у них с дисконтом свопов «кредит — дефолт». Переговоры продолжались всего два дня, причем с самого начала ФРБ Нью-Йорка, который тогда возглавлял нынешний министр финансов США Тимоти Гайтнер, «принял некоторые решения, которые резко ограничили его возможности добиться уступок», отмечает Барофски (цитата по Bloomberg). В частности, участие в переговорах для банков было добровольным. ФРБ Нью-Йорка также намеренно не стал пользоваться своими полномочиями регулятора, применив одинаковый подход к местным и иностранным банкам. Французский финрегулятор, представлявший на переговорах Societe Generale и Calyon, заявил, что эти банки будут готовы продать свопы с дисконтом только в случае банкротства AIG. UBS был готов на 2%-ный дисконт лишь при условии, что остальные банки тоже на него согласятся.
До участия в переговорах ФРС AIG пыталась договориться с партнерами о 40%-ной скидке по свопам на сумму $32,5 млрд (данные Bloomberg), что позволило бы сэкономить $13 млрд. Но в итоге AIG заплатила страховку в полном объеме и выкупила по рыночной цене активы на $29,6 млрд, защищенные страховкой. Больше всего досталось Societe Generale. Он получил $6,9 млрд напрямую от ФРС и $9,6 млрд в качестве обеспечения от AIG (данные Reuters).
Использование полномочий регулятора, «чтобы от лица AIG получить дисконт от местных банков, было бы неуместно», говорится в письме ФРС, которое прилагается к докладу Барофски. В результате этого банки-нерезиденты получили бы преимущество, отмечает регулятор. Барофски недооценивает урок, который был извлечен из ситуации со спасением AIG, утверждает представитель ФРС Эндрю Уильямс.
Татьяна БОЧКАРЕВА