Президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) оказался недоволен обнародованными на этой неделе статистическими данными, согласно которым венесуэльская экономика погрузилась в рецессию. В третьем квартале с. г. ВВП этого одного из крупнейших в мире экспортеров нефти снизился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. ВВП продолжает падать в Венесуэле второй квартал подряд. Экономисты заговорили о нежизнеспособности венесуэльской модели в условиях относительно низких цен на нефть, отмечает газета The Wall Street Journal.
Уго Чавес отреагировал на недружественную статистику с решительностью подполковника спецназа, каковым он был до прихода на должность президента. «Мы просто не можем позволить себе продолжать высчитывать ВВП старым капиталистическим способом, — заявил он в Каракасе, обращаясь к членам своей социалистической партии (речь транслировалась в прямом эфире телевизионными госканалами). — Такая практика является вредоносной».
Справедливости ради следует признать, что Чавес не впервые заговаривает об изменении методологии подсчета экономических достижений своей страны. Однако пока экономика Венесуэлы переживала бум нефтедолларов на пике мировых цен на нефть, эта полемика носила, скорее, теоретический характер. В 2004—2008 годах рост ВВП Венесуэлы, самый высокий в Латинской Америке, составлял примерно 10%, и такая статистика по методологии МВФ лидера Боливарианской революции устраивала. Теперь, когда дела пошли из рук вон плохо, Чавес обеспокоился не на шутку.
Можно считать в попугаях
Президент Венесуэлы, в частности, утверждает, что общепризнанный способ подсчета внутреннего валового продукта не учитывает бесплатного медицинского обслуживания, которым пользуются его сограждане, благодаря государственным субсидиям и бескорыстной помощи тысяч кубинских медиков (Чавес столь же бескорыстно продает Кубе нефть по заниженным «революционным» ценам).
По мнению западных аналитиков, проблемы венесуэльской экономики связаны с тем, что Чавес, который добился права бессрочно править в стране, вынужден совершать широкие популистские жесты, чтобы задабривать население. Это касается, например, установления «справедливых», контролируемых государством цен на продукты первой необходимости и почти все продовольственные товары, что приводит к их дефициту и необходимости закупать их за рубежом. Чавес также постоянно национализирует крупные предприятия, на что тратятся колоссальные средства, подстегивающие высокую инфляцию.
Нарастают и структурные проблемы. Экономическая активность частного сектора снизилась в третьем квартале на 5,8%, промышленное производство сократилось на 9,2%. По мнению президента Чавеса, все эти подсчеты должны считаться неверными, а на смену им придут «социалистические методы подсчета ВВП». Секреты новой методологии пока не раскрываются.
Счастье не в деньгах
Самое любопытное, что идеи лидера социалистической революции Венесуэлы созвучны предложениям некоторых известных западных экономистов. В частности, комиссия во главе с Нобелевским лауреатом по экономике Джозефом Стиглицем (Joseph Stiglitz) рекомендует определять уровень экономического развития той или иной страны с учетом ее национальных особенностей. Для каждого государства должна быть разработана собственная корзина индикаторов, в которой будут учитываться такие факторы, как безработица, безопасность и неравномерность распределения доходов.
Сторонником такого подхода, как известно, является президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy). Недавно он выступил с заявлением, что, помимо собственно ВВП, французские власти будут определять уровень благосостояния граждан с учетом длительности их отпусков (по этому показателю Франции нет равных в Европе), а также уровню медицинского обслуживания и даже удовлетворенности семейной жизнью. Впрочем, даже Саркози не покушается на ВВП.
Самым известным примером самобытного отношения к общепринятым экономическим методикам является королевство Бутан в Гималаях. Ее власти вместо ВВП определяют уровень счастья населения.
Росстату есть о чем призадуматься
России также не помешали бы инновационные подходы к статистике, поскольку нынешняя методология Росстата явно устарела. Как сообщал накануне BFM.ru, ВВП России в III квартале текущего года по предварительной оценке снизился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, свидетельствуют данные Росстата. Этот спад стал самым значительным среди стран с развитой и быстроразвивающейся экономикой.