Впервые с весны 2009 года премьер-министр Владимир Путин инициировал поправки к регламенту правительства. Премьер-министр получит право самостоятельно создавать и упразднять комиссии Белого дома, Минфин — контроль над всеми актами правительства, влияющими на параметры бюджета, Минюст — над будущими нормативными актами. До 2013 года продлевается действие «антикризисной» конструкции бюджета, отменяющей бюджетные новации Алексея Кудрина, но дающей Минфину всю полноту финансовой власти в Белом доме. В 2010 году это еще и контроль над той частью резервного фонда в 195 млрд руб., которая пойдет на субсидии юридическим лицам.
Вчера на заседании правительства РФ обсуждены первые с весны 2009 года поправки к правительственному регламенту. Они закрепляют особые полномочия двух министерств правительства. Минфин России поправкой к статье 60 документа, регулирующей порядок подготовки постановлений и распоряжений правительства, получает право давать заключения на все такие акты Белого дома, которые оказывают «влияние на доходы и расходы соответствующих бюджетов». Одновременно похожие права получает и Минюст, но в отношении проектов постановлений и распоряжений, которые предполагается сделать нормативными актами. Речь идет о праве «предварительной рецензии» вице-премьером Алексеем Кудриным и главой Минюста Александром Коноваловым почти всех документов, вносимых в правительство.
Последняя масштабная правка регламента правительства пришлась на лето 2008 года — в нем фиксировались правила игры под нового премьер-министра Владимира Путина, изменялся фактический статус аппарата правительства, полномочия вице-премьеров. Последний раз при нем во внутренние правила работы Белого дома пытались внести изменения в марте 2009 года, когда премьер-министр, раздраженный сверхдолгими сроками работы министерств над законопроектами, в очередной раз потребовал ввести в него правило внутриведомственного согласования документов «по умолчанию» (пока в явной форме этого не произошло). 20 августа в повестке дня президиума правительства фигурировал доклад заместителя главы Минэкономики Андрея Клепача о поправках к регламенту, призванных сделать прозрачным работу аппарата правительства, но в итоге в сентябре Белый дом лишь обязал свой аппарат раскрывать сведения о своей работе на сайте правительства.
Источники «Ъ» в правительстве вчера констатировали, что решения такого рода обсуждались и ранее, а сейчас появилась возможность принять их в рамках выхода правительства из «антикризисного» режима: премьер-министр в этой логике приступил к созданию «посткризисных» правил игры в Белом доме, которые «назрели». Официально правительство вчера не объявило причины изменений в регламент. Владимир Путин на заседании, впрочем, не объявил о причинах внесений других изменений в документ — в пункт 73 регламента, который описывает правила создания и упразднения комиссий Белого дома. Согласно документам ко вчерашнему заседанию президиума, любые операции с комиссиями правительства могут приниматься вне заседаний самого правительства. Из этого следует, что для решения о ликвидации или создании комиссии, «если указанные комиссии и советы образуются для решения вопросов чрезвычайного характера», теперь хватит и президиума, и, видимо, простого совещания у Владимира Путина.
Сам он вчера потребовал «в десятидневный срок» разработать еще одну серию поправок к регламенту, связанному со вторым раундом административной реформы. Речь идет о праве комиссии по административной реформе под руководством главы аппарата Белого дома Сергея Собянина. Нормативные акты, разработанные комиссией, «будут рассматриваться правительством в ускоренном порядке, минуя традиционную процедуру межведомственного согласования», пояснил премьер-министр. Глава правительства в очередной раз атаковал институт межведомственного согласования. Пока его коррекция привела лишь к тому, что, например, значительная часть законопроектов вносится в Белый дом с разногласиями, а затем борьба за них ведется на совещаниях у вице-премьеров, в том числе после внесения документа в Госдуму.
Хорошим примером того, что проблемы не решены, является судьба закона «О госрегулировании торговой деятельности». После внесения документа с разногласиями в правительство (под давлением премьер-министра) закон был одобрен правительством, принят в первом чтении Госдумой, затем правительственные поправки, меняющие его смысл, обсуждались на совещаниях у господина Собянина и первого вице-премьера Виктора Зубкова. По данным «Ъ», сейчас законопроект перед вторым чтением (возможно, оно пройдет в декабре 2009 года) ждет еще и обсуждение на совещаниях в администрации президента. Теперь же Владимир Путин потребовал вообще отменить институт «согласования» в рамках работы комиссии Сергея Собянина — ее деятельность, как предполагается, будет носить «чрезвычайный» характер (см. статью на этой стр.).
Еще один документ, обсуждавшийся на заседании президиума правительства,— поправки к Бюджетному кодексу, приостанавливающие действия основных разработок ведомства Алексея Кудрина в 2006—2007 годах, конструкций в кодексе, связанных с «не нефтегазовым бюджетом». Основные ограничения в действующую макроэкономическую бюджетную конструкцию вносятся до 2013 года. Отметим, с появлением дефицита бюджета с 2008 года они потеряли прямой смысл, тем более что Минфин получает исключительные контрольные полномочия в этой сфере.
В целом степень свободы Белого дома при исполнении бюджета-2010 будет также чрезвычайной. Так, президиум обсуждал вчера и приостановку до 2011 года норм Бюджетного кодекса, не позволяющих вне закона о бюджете на текущий год предоставлять юрлицам субсидии из федерального бюджета. Тем временем по крайней мере часть из резерва Белого дома в 195 млрд руб., которая будет в распоряжении подчиненных Владимира Путина в будущем году, может быть направлена именно на эти цели без согласования с парламентом.
Отметим, впрочем, что основные ограничения Бюджетного кодекса снимаются на три года, до конца 2012 года, тогда как уже сейчас макроэкономический прогноз на 2010—2012 годы, который утверждается с бюджетом, не соответствует текущим ориентирам власти. Так, вчера на банковском форуме в Австрии первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что дефицит бюджета-2010 будет ниже плановых 7% ВВП, также как в 2009 году фактический дефицит обещает быть меньше плановых 8,3% ВВП. Отметим, улучшаются и прогнозы роста ВВП в 2010 году — Алексей Улюкаев оценивает его в 3—4% против плановых 1,5%, при этом вчера Merill Lynch пересмотрел свой прогноз динамики ВВП России в 2010 году до 5%. Очевидно, что денежные объемы «оперативного простора» для Минфина в будущем году будут больше ожидаемых.
Дмитрий БУТРИН