В воскресенье, 29 ноября, федеральные власти ОАЭ приняли решение предоставить дополнительную ликвидность банкам страны, а также объявили о том, что будут оказывать помощь эмирату Дубаю, столкнувшемуся с долговым кризисом. Напомним, на прошлой неделе компания Dubai World, принадлежащая правительству эмирата Дубая, объявила о приостановке обслуживания своего долга на шесть месяцев. Так как долги Dubai World составляют 59 млрд долларов, сообщение привело к панике на финансовых рынках не только Ближнего Востока, но и по всему миру.
«Центральный банк подтвердил, что банковская система ОАЭ сегодня является более прочной и ликвидной, чем год назад», — утверждается в воскресном заявлении федерального правительства ОАЭ.
Но заявление не подействовало на инвесторов. Так как в минувшие выходные в мусульманских странах отмечался религиозный праздник Эйд (известный также, как Курбан-Байрам), то фондовые рынки были закрыты в воскресенье, который является рабочим днем в странах Ближнего Востока. С открытием рынков в понедельник котировки на биржах ОАЭ стали быстро падать. Фондовый рынок Абу-Даби за первые часы торгов рухнул на 8,3%, а рынок Дубая потерял 7,3%. Эти потери оказались самыми серьезными с октября 2008 года. Напомним, что в четверг и в пятницу
«Кризис в Дубае может стать для Ближнего Востока тем, чем было банкротство Lehman Brothers [2] в сентябре 2008 года для финансовых рынков США и Европы. Сейчас отсутствие ясности в плане обязательств оказалось шоком для многих инвесторов и кредиторов. Они полагали, что если кредитовать правительственную компанию, то в случае возникновения финансовых сложностей ей поможет правительство Дубая. А если не имеющий нефти эмират Дубай не сможет помочь своим компаниям, то это сделает соседний богатый эмират Абу-Даби. Однако, похоже, это не происходит по внутриполитическим причинам. «В Абу-Даби давно выражали недовольство чрезмерным бумом и либеральным характером развития Дубая. И помощь будут оказывать лишь в исключительном случае», — рассказал «Эксперту Online» Шакиль Сарвар, аналитик инвестбанка SICO.
«Власти Дубая расплачиваются за экономическую модель, которая предусматривала рост и развитие за счет не собственных, а заемных средств. Такая модель неплохо работала в условиях дешевого и доступного кредита, реализации гигантских строительных проектов, а также дешевой рабочей силы, завезенной из Индии, Бангладеш и других азиатских стран. Но как только кредиты закончились, то и модель оказалась с изъяном. У многих возникают вопросы, как Дубай будет расплачиваться со своими долгами», — поделился с «Экспертом Online» Кевин Грайс, экономист исследовательского центра Capital Economics. Суммарные долги Дубая превышают 100 млрд долларов, включая 21 млрд долларов долгов правительства и принадлежащих ему компаний (кроме Dubai World, долги которой составляют 59 млрд долларов). В пересчете на каждого гражданина эмирата (а граждане составляют всего 250 тыс. из 2,6 млн человек населения Дубая) это 400 тыс. долларов. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s полагает, что решение Dubai World приостановить выплаты по своим долгам равноценно дефолту эмирата.
Финансовые проблемы Дубая могут иметь последствия не только для Ближнего Востока, но и для всей мировой экономики. «Главным шоком для кредиторов стало то, что отсрочка по платежам оказалась неожиданной. Это может заставить кредиторов пересмотреть условия финансирования компаний и правительств на развивающихся рынках в сторону ужесточения. И неплатежи Дубая могут вызвать эффект домино,
Среди пострадавших окажутся не только развивающиеся экономики. В конце прошлой недели на фондовых рынках Европы сильнее всего дешевели акции банков, кредитовавших регион Ближнего Востока, особенно британских. Так, по данным Банка международных расчетов, из 123 млрд долларов внешнего долга ОАЭ 50,2 млрд приходится на банки Британии, 11,3 млрд — банки Франции, 10,7 млрд — Германии и 4,6 млрд — Швейцарии. Около 7% всех кредитов британского банка Standard Chartered приходятся на ОАЭ, а у крупнейшего банка Британии HSBC — 2%. Дефолт Дубая резко ударит по финансовому состоянию европейских (и особенно британских) банков, которые до сих пор не оправились после списания сотен миллиардов долларов активов в результате кризиса на рынке недвижимости в США.
Александр КОКШАРОВ