Dubai World, опираясь на заемные средства, инвестировала в проекты, способные превратить Дубай в финансовый и экономический хаб региона, то есть пыталась сделать
Вторая волна
Сценарий нового кризиса таков. Сразу после банкротства Lehman паника вызвала массовый отток капитала с развивающихся рынков в хоть сколько-нибудь надежные гавани, такой же отток «в миниатюре» случился и сразу после просьбы правительства Дубая реструктуризировать долг Dubai World. Сейчас страсти на рынках, казалось бы, быстро улеглись, но спокойствие может быть обманчивым. Ведь впереди нас неизбежно ждут новые плохие новости из Дубая и прилегающих регионов.
Главным бизнесом компании была недвижимость. И даже если не брать во внимание громадный по сравнению с самой экономикой Дубая масштаб компании Dubai World, неизбежное сворачивание ее инвестпроектов нанесет серьезный удар по экономике региона.
Строительство сильно коррелированно с динамикой ВВП — коэффициент корреляции с начала 70-х годов в развитых странах составлял от 0,58 до 0,88. При этом, по сравнению с другими отраслями, растущими с той же скоростью, что и вся экономика, строительный сектор имеет один из максимальных мультипликативных эффектов. То есть, он сильно влияет на экономику в целом, являясь потребителем продукции многих отраслей — металлургии, стройматериалов, продукции лесопромышленного комплекса. В том же Дубае зависимость от строительства еще больше, поэтому проблемы Dubai World приведут к куда большему, чем ожидалось, сокращению экономики эмирата, а вместе с ним — и всех ОАЭ (Дубай дает примерно треть ВВП ОАЭ).
Достанется и соседним странам, которые прочно связаны с ОАЭ экономически, в том числе и за счет международных проектов Dubai World. Если инвесторы не выдержат напора плохих новостей, то может подняться вторая волна кризиса.
Начнется «заражение» других экономик. И первой пострадавшей будет Европа. Ситуация может быть похожа на 2008 г., с той только разницей, что если раньше капитал «бежал» в одном направлении, то теперь потечет, скорее всего, в две противоположные стороны: в страны БИК (Бразилия, Индия, Китай) и в США. БИК (прежде всего, Китай и Индия) считаются сейчас более надежными гаванями, чем многие развитые экономики, а США остаются традиционным приютом инвесторов в период кризиса. А ликвидности сейчас куда больше, чем в 2008 г., так что ее хватит и на БИК, и на США.
Эти страны поначалу выиграют от притока капитала и (за исключением, разве что, Бразилии) — от снижения цен на сырье. Но в дальнейшем проиграют и они, так как они все же не могут существовать в отрыве от мировой экономики. В конце концов, пузыри на фондовых рынках и рынках недвижимости этих стран лопнут снова. А затянувшийся кризис заставит их занимать и тратить больше денег.
Нуриэль Рубини подсчитал, что каждый лишний год мирового кризиса «стоит» США дополнительно $1,5—1,7 трлн. Бразилия будет, возможно, в наиболее стабильном положении, так как там уже предприняты меры против чрезмерного притока капитала и надувания пузырей. Но и ей в конечном счете придется несладко.
Группа риска
В Европе же проблемы проявятся раньше и будут наиболее серьезными. Мы видим, как глобальный кризис корпоративного долга метастазирует в кризис правительственных долгов, которые и так возросли на фоне выполнения антикризисных пакетов. Правительства не смогут в полной мере поддержать частных заемщиков, а если и попытаются это сделать, то рискуют еще больше расшатать макроэкономическую стабильность.
Первая ласточка здесь — Греция, где правительство нарастило краткосрочный долг с $14,5 млрд в 2007 г. до $24 млрд в 2009 г. Бумаги эти после дубайского инцидента стали торговаться на уровне турецких (изначально гораздо более рисковых бумаг, с точки зрения инвесторов). Долговые кризисы на рынке правительственных бумаг могут обостриться и на Украине,
Сейчас инвесторы пристально смотрят на долг и баланс бюджетов разных стран. Они ориентируются на свои расчеты и расчеты МВФ, которые характеризуют устойчивость госфинансов в долгосрочной перспективе (МВФ смотрит на перспективу до 2029 г.). Для развивающихся стран комфортным считается госдолг в пределах 40% ВВП, для развитых — 60% ВВП. От того, насколько быстро страна приближается или отдаляется от этого уровня, зависит сейчас оценка будущего страны инвесторами.
Большинство развитых экономик к 2010 г. будут, по расчетам МВФ, иметь первичный бюджетный баланс на уровне более низком, чем тот, который требуется для стабилизации уровня правительственного долга или для приведения его к безопасному уровню до 2029 г. Даже несмотря на прогнозируемое восстановление выпуска в экономике и доходов бюджета.
Среди них, помимо уже сейчас страдающих Ирландии и Греции, — Япония, Великобритания, Новая Зеландия. Японии, к примеру, для стабилизации бюджетной системы нужно иметь профицит в 9,6% ВВП, а у нее в этом году дефицит в размере 8,6%, а в дальнейшем он хоть и сократится, но составит 4,7%, — разрыв в 14,3% ВВП по сравнению с необходимым уровнем. То же самое и в Ирландии, где разрыв между необходимым и реальным балансом бюджета будет составлять 12% ВВП.
Россия и Дубай
Доля развивающихся экономик, у которых дела с долгом плохи, ниже, чем у развитых. И все же уже очень многие развивающиеся страны имеют первичный бюджетный баланс на более низком, чем требуется, уровне (то есть на таком, который в ближайшие 20 лет не позволит стабилизировать или сократить долг до безопасного уровня в 40% ВВП).
Среди этих проблемных стран находится и Россия, которая недавно еще гордилась крайне низким уровнем долга, а при нынешних тенденциях, скорее всего, со временем окажется среди стран с уровнем опасно высоким: разрыв между необходимым и реальным балансом бюджета будет составлять больше 4%.
И этот риск инвесторы «отрабатывают» уже сейчас. Именно поэтому при возникновении новой паники деньги пойдут не в БРИК, а в БИК.
Если реализуется сценарий нового кризиса, то в нынешних условиях у правительств уже может не оказаться ни желания, ни возможности закрутить новый виток антикризисной поддержки. Это и станет второй волной кризиса, которую уже не удастся щедро залить бюджетными деньгами. Пусть сама по себе паника от проблем Dubai World и будет меньше, чем от банкротства Lehman Brothers, но сил справиться с ней уже не будет.
Недаром еще до инцидента в Дубае некоторые экономисты предупреждали, что опасность новой Великой депрессии вновь возросла, несмотря на возобновление роста мировой экономики. Ведь теперь у правительств нет инструментов для борьбы с новым шоком, если он вдруг случится.
Остается надеяться только на то, что реструктуризация долга Dubai World пройдет гладко, а экономика региона покажет высокую устойчивость. Тогда декабрь 2009 г. не станет повторением сентября 2008.