Во вторник первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев дал разъяснения тому, что происходило на валютном рынке последние дни. По его словам, ситуация в Дубае не оказала столь существенного воздействия на российский рынок, как на рынки международные. В РФ свою роль сыграли другие, традиционные факторы. Кроме того, Улюкаев рассказал, как Центробанк может изменить структуру золотовалютных резервов.
Валютные интервенции Банка России в ноябре были существенно меньше, чем в октябре. Об этом заявил журналистам первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев на банковской конференции в Лондоне во вторник. «Возросла доля покупок внутри коридора», — отметил он.
Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации на валютном рынке, Улюкаев сказал, что скачки возможны и в ту, и в другую сторону. При этом первый зампред Центробанка считает, что «эффект Дубая был не очень заметен на российском рынке».
Колебания курса рубля, по его мнению, были вызваны несколькими факторами. В их числе он назвал рост спроса на валюту со стороны инвесторов, эффект от фискальной эмиссии, который сохранится и в декабре, а также «нервность инвесторов
В целом он охарактеризовал ситуацию как «набор традиционных обстоятельств». Кроме того, он сообщил, что в течение ближайших нескольких месяцев ЦБ примет решение о вложении золотовалютных резервов в канадский доллар.
По словам Улюкаева, «объем вложений будет немного меньше, чем в иену». В начале ноября он говорил, что японская иена занимает порядка 2% валютной части международных резервов РФ, доллар — около 47%, евро — порядка 41%, а фунт стерлингов — примерно 10%. Вместе с тем конкретная дата, на которую была актуальна приведенная структура валютных резервов, не уточнялась.
«Мы считаем, что наша структура устойчивая и надежная. Она корреспондируется и с торговым балансом, и с долговой структурой задолженности компаний», — подчеркивал Улюкаев.
По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, канадский доллар представляет собой «типичную сырьевую валюту. Он стоит в одном ряду с такими валютами как австралийский доллар, бразильский реал, в меньшей степени южноафриканский ранд.
«Канадский доллар достаточно устойчив. Экономика Канады и, к примеру, Австралии более компактна, здесь более стабильны бюджетные показатели, менее закредитованна финансовая система, чем например, в США и странах Европы», — пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Этим и объясняется стремление ЦБ диверсифицировать свои активы. Однако, как отметил Осин, это «долгосрочный шаг». «Закредитованность американской экономики создает дополнительные риски для национальной валюты, но это вовсе не означает, что проблемы последуют в ближайшие год-два. А вот в перспективе пяти лет этот вопрос вполне актуален», — сказал Осин.
Размещение менее 2% резервов в канадском долларе принципиально мало что меняет, считает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских, однако это важно как начало некоторого тренда.
«Валюта Канады последние полгода укреплялась по отношению к доллару и в этом смысле являлся более привлекательной валютой по сравнению с американским долларом. Дальнейшую динамику валютных курсов не знает никто, но трудности экономики США могут спровоцировать дальнейшее снижение доллара США, а от этого необходимо страховаться», — сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Вызывает большое удивление и разочарование только слишком низкая доля золота в резервах и чрезмерный консерватизм ЦБ в подходах по вопросу возможности его увеличения, добавил он.
Наталья ЖУРАВЛЕВА