Рост числа должников среди банковских заемщиков вынудил Федеральную службу судебных приставов (ФССП) просить помощи у потерпевших. В пятницу служба договорилась с Ассоциацией российских банков (АРБ) о создании регулярных рабочих групп. Между тем участники рынка считают, что решить все проблемы одним соглашением не получится.
«Мы хотим усилить информационный обмен между ведомствами и обсудить, как использовать прописанные в законодательстве нормы для решения проблемы с должниками», — обрисовал перспективы двустороннего соглашения глава АРБ Гарегин Тосунян.
Главный судебный пристав страны Артур Парфенчиков был более конкретен: «За 11 месяцев этого года количество поступивших в службу исполнительных документов по возврату кредитов выросло на 35%».
При том, что ФССП прогнозирует сохранение таких же темпов роста и в первом полугодии следующего года, совместное сотрудничество оказалось необходимым.
Действительно, по данным Банка России, просрочка по выданным банками кредитам продолжает расти — хоть и не такими быстрыми темпами, как в начале года.
За ноябрь задолженность по кредитам гражданам выросла на 2,3% — до 236,5 млрд рублей. В такой ситуации банкиры все чаще обращаются в суды. Приставы же, получив соответствующее судебное решение, пытаются взыскать задолженность с граждан. Однако делают это не слишком активно.
«Сумма долга по заемщикам физлицам сравнительно небольшая, а количество таких должников исчисляется десятками и сотнями тысяч человек. И приставы, их можно понять, в первую очередь предпочитают взыскивать крупные долги», — обозначил проблему приоритетов заместитель гендиректора коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Алексей Козырев.
Кроме того, по его словам, для получения информации о заемщике приставы обязаны направить сотни запросов в разные ведомства. «Все это сильно мешает им работать, так что создание рабочей группы, которая могла бы координировать взаимодействие ведомств, не повредит», — констатирует Козырев.
О необходимости расширить доступ к информации говорит и гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
«Представим ситуацию, что человек взял ипотеку, автокредит и кредит на телефон. А потом решил платить только за квартиру, боясь ее потерять. У него серая зарплата, выяснить точный размер его заработка ни в пенсионном фонде, ни у налоговиков невозможно. В такой ситуации приставам мог бы помочь доступ к информации из бюро кредитных историй, которого пока нет», — обозначил один из путей развития Дмитрий Жданухин.
По его словам, другим направлением работы могло бы стать создание реестра находящихся в залоге машин. «Сейчас некоторые заемщики умудряются продавать залоговые машины, а потом не платить по кредиту», — констатирует Жданухин.
По его словам, регулярных рабочих групп по взаимодействию с приставами сейчас нет. И их появление говорит хотя бы о начале решения многих проблем.
Ксения ЛЕОНОВА