С каким настроем экономика России войдет в 2010 год? Об этом газета «Аргументы и факты» спросила у Германа Грефа, экс-министра финансов, президента, председателя Правления Сбербанка России.
— Герман Оскарович, какой этап сейчас проходят кризисные явления в экономике нашей страны? Согласны ли вы с теми, кто говорит, что кризис уже закончен? Какие факты позволяют судить именно так?
— Формально говоря, закончилась рецессия, т. е. снижение ВВП. В большинстве стран мира, включая США и в целом Евросоюз, в 3 квартале наблюдалось увеличение ВВП по сравнению со 2 кварталом. То есть процесс падения закончился, но говорить о том, что закончился и кризис, пока еще преждевременно. Дело в том, что основной катализатор начавшегося восстановления экономики — это меры государственной поддержки экономики: увеличение расходов и рост балансов Центральных банков ведущих стран мира. Такая массированная государственная поддержка позволила повысить спрос и привела к остановке экономического падения, но частные рынки пока еще не заработали.
Это хорошо видно на примере программ cash-for-clunkers (государство платит за сдачу старых автомобилей в утиль. — Ред.). Пик использования таких программ пришелся на август, который был очень удачен с точки зрения восстановления промышленного производства в мире. Окончание этой программы в сентябре в США привело к торможению продаж и производства автомобилей.
В общем, если государства сегодня начнут сворачивать поддержку, в экономике может вновь начаться спад. То есть, экономика еще не пришла в себя и пока не может нормально функционировать. Поэтому я бы считал заявления об окончании глобального кризиса преждевременными. Еще один момент — ситуация на рынке труда. В США идет так называемый jobloss growth (рост в условиях снижения занятости). Поэтому на рынке труда кризисные явления продолжают иметь место.
Если говорить о России, то мы также видим стабилизацию выпуска и начало экономического роста. В основе стабилизации также лежат меры российской государственной политики: поддержка отдельных компаний, программы гарантий по кредитам и субсидирования процентных ставок, поддержка безработных и т. д., а также политика Банка России по поддержанию банковского сектора и снижению процентных ставок. Второй фактор — восстановление внешнего спроса на основные товары российского экспорта, прежде всего нефть и металлы. За счет этих факторов экономика уже начала расти. Тем не менее ситуация остается сложной, во многом
— Какие промышленные отрасли и когда начнут восстанавливаться?
— Почему именно промышленные? Думаю, очень важно, чтобы восстанавливался и сектор услуг, где занято не меньше людей, чем в промышленности и сельском хозяйстве. Если говорить про промышленность, то уже виден серьезный прогресс в сырьевых отраслях. Скажем, добыча нефти, которая, кстати, стагнировала до кризиса, растет. Наблюдается и некоторый отскок в тяжелой промышленности, к примеру, в машиностроении. Но стоит понимать, что машиностроительные отрасли являются глубоко цикличными и восстановление в них скорее всего будет запаздывать по сравнению с восстановлением экономики в целом.