Не секрет, что финансовые кризисы «не ходят поодиночке». И как бы ни был велик соблазн сказать, что на этот раз все по-другому, впереди нас ждут еще весьма сильные потрясения.
Массированные и скоординированные действия правительств разных стран действительно создали ощущение некой стабильности и даже смогли разжечь несколько подзабытый азарт к риску. Однако это ощущение является ложным, поскольку мировая экономика остается чрезвычайно уязвимой и крайне зависимой от государственного стимулирования. Финансовым рынкам остается лишь уповать на то, что мировые ЦБ будут достаточно долго удерживать низкие процентные ставки.
Китай следующий? А между тем шок, который на прошлой неделе вызвала ситуация с долгами Dubai World, наглядно продемонстрировал, что даже всемогущая ФРС не всегда в силах контролировать ситуацию. Архитектурное чудо нашего времени, райский уголок посреди пустыни, финансовый центр Ближнего Востока — Дубай в одночасье лишил рынки ощущения умиротворенности. Перспектива того, что Дубай может стать крупнейшим суверенным банкротом после Аргентины, потрясла рынок, подняв кредитные спрэды до уже забытых высот.
Между тем Дубай — это наглядная иллюстрация необдуманного и неуемного строительства необеспеченных конечным спросом мощностей. Кто займет все эти колоссальные офисные площади и курорты? Найдется ли на все это свой клиент? Вопрос не праздный, учитывая, что аналогичный рост ориентированных на экспорт производственных мощностей мы наблюдаем и в Китае.
При этом уповать на восстановление спроса в долгосрочной перспективе до докризисных уровней достаточно рискованно. Чрезмерная долговая нагрузка никуда не делась. С момента краха Lehman Brothers проблемные активы лишь перемещались с частных балансов на государственные, что вряд ли можно назвать выходом из сложившейся ситуации. Все это привело к тому, что на сегодняшний день бюджеты большинства стран находятся под огромным давлением. В отсутствие возможности выпускать долговые обязательства в собственной валюте риски суверенных дефолтов актуальны, как и прежде.
Или Греция с Украиной? Бойкот со стороны покупателей облигаций может угрожать даже США, если они не озаботятся созданием прочной базы долгосрочной бюджетной стабильности. Но главную обеспокоенность вызывают суверенные долги менее благополучных государств, таких, как Украина, страны Балтии и даже Греция и Испания. Теперь, после того как кредитные спрэды вновь взлетели до небес, а интерес к новым бумагам перегруженных долгами правительств и корпораций исчез, заемщикам будет гораздо труднее убедить инвесторов в своей финансовой состоятельности. Падение доходов и рост процентных расходов, связанный с различными антикризисными программами и обслуживанием пухнущего долга, привел к стремительному и значительному ухудшению ситуации в бюджетной сфере большинства стран. Как развитых, так и развивающихся.
В Швеции, пережившей финансовый кризис в 1991 году, дефицит бюджета вырос на рекордные 15,4% до 11,4% ВВП. Для сравнения: бюджетный дефицит Греции в будущем году ожидается на уровне 13%. И если Греция входит в еврозону и считается относительно безопасным заемщиком, то в какую категорию поместить Украину, где дефицит бюджета в будущем году может достичь 12%, а перспектива дефолта маячит все отчетливей? В 1991 году Швеция смогла выкарабкаться исключительно благодаря своевременным и взвешенным действиям денежных властей и девальвации национальной валюты. Захочет ли ЕЦБ помочь Греции? Будут ли денежные власти Украины столь же осмотрительны, как шведы?
К сожалению, в нынешних условиях страны с большим дефицитом бюджета вполне могут оказаться наедине со своими проблемами, ведь в мире практически не осталось «островков стабильности». Возможности развитых стран помочь своим «младшим братьям» в лучшем случае ограничены. Будет не лишним напомнить инвесторам, что процесс ухудшения кредитного качества суверенных заемщиков и последующего понижения кредитных рейтингов может занять еще лет пять. Уже после того, как отгремят последние залпы финансового кризиса.
Иван ИВАНЧЕНКО