Как сообщает The New York Times, Гарри Каспаров приобрел недалеко от престижного Центрального парка в Нью-Йорке пентхаус стоимостью 3,4 млн долларов. При этом, по данным издания, на покупку квартиры с тремя спальнями площадью 167 квадратных метров экс-чемпион мира по шахматам взял ипотечный кредит размером в 1,25 млн долларов. Эксперты отмечают: провернуть столь выгодную сделку Каспарову помогли доходы, которые он получает в США.
Выгодная сделка
По сообщению The New York Times, на прошлой неделе Каспаров с женой Дарьей приобрели пентхаус в доме, созданном по проекту дизайнера Роберта Штерна на углу 76-й улицы и Амстердам-авеню.
По данным издания, сумма сделки составила 3,4 млн долларов. При этом Каспаров получил скидку в 350 тыс. долларов от первоначальной цены. The New York Times также сообщает о том, что 1,25 млн долларов шахматист взял в ипотечную ссуду. Кроме того, для завершения сделки Каспаров также продал принадлежавшие ему апартаменты в нью-йоркском отеле Lombardy за 630 тыс. долларов (приобрел он эти апартаменты еще в 2005 году, причем в два раза дешевле — за 320 тыс.)
По мнению экспертов, решение Каспарова улучшить жилищные условия в Нью-Йорке вполне оправдано − сейчас более чем удачное время инвестировать в американскую недвижимость. По мнению главы Penny Lane Realty Георгия Дзагурова, ценовое дно в этом секторе пройдено, и с апреля длится невиданный по длительности период роста цен. Он не сомневается: возвращение рынка к докризисному уровню возможно уже в ближайшие два года, а это верных 30% прибыли.
Другое дело, что далеко не у всех россиян (а, напомним, Каспаров утверждает, что не является гражданином США), даже имеющих средства на приобретение недвижимости в Нью-Йорке, получится пойти путем Каспарова. Во-первых, как считает Георгий Дзагуров, для того, чтобы взять ипотечный кредит в США, россиянам необходимо внести не менее 50% от стоимости квартиры − сегодня это стандартные условия для покупателей из нашей страны. «Клиентам из России ипотечные брокеры США, как правило, предлагают кредиты с первоначальным взносом в 50% стоимости покупки, тогда как американцы и сейчас могут получить в кредит до 70% стоимости недвижимости», − говорит он.
Другая большая проблема, рассказывает глава «Кирсанова Риэлти» Филипп Богданов, заключается в подтверждении дохода. «Если раньше российским покупателям спокойно давали кредиты, то сейчас наученные кризисом ипотечные брокеры осторожничают, и получить кредит без подтвержденного в США дохода стало практически нереально», − рассказывает эксперт. Грубо говоря, если ты работаешь в США и получаешь хороший доход, то добро пожаловать в местную ипотеку, если же нет, то придется искать варианты в более лояльных в части ипотеки для россиян странах, таких как Испания или Черногория.
«Если бы Гарри Кимович был американским подданным (чего он до сих пор не признает), то за пользование ипотекой он бы платил всего 4—4,5% в год при сроке кредита в 15—20 лет»
При этом, как подчеркивает Георгий Дзагуров, «подтвержденным в США доходом» вполне могут быть как гонорары за выполнение определенных услуг, так и размещенные в США средства — депозиты, ценные бумаги, другие инвестиции. Как сообщает The New York Times, Гарри Кимович имеет тесные связи в Нью-Йорке и его окраинах, проводит за хорошие деньги мастер-классы по игре в шахматы, а в Нью-Джерси располагается штаб-квартира фонда его имени. К тому же, как утверждают эксперты, политическая деятельность лидера ОГФ в России тоже приносит хороший доход. «В бюджете США есть расходы на внешнюю политику, в том числе, на поддержку такой, «оранжевой» деятельности», заявил в интервью газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Максим Мищенко.
Русским не доверяют
Кризис основательно подпортил «ипотечные» перспективы россиян на американском рынке. Если еще в начале 2008 года многие американские банки выдавали кредиты россиянам даже с «серыми» доходами, то сегодня, по словам Филиппа Богданова, «даже очень состоятельные россияне не могут получить жилищный кредит в США».
В этом отношении гораздо проще т. н. «интеллектуальной элите» России — ученым, спортсменам, артистам, зарабатывающим на территории США гонорары. Подобный доход − вполне проверяемый, легальный и долговременный (контракты редко заключаются менее чем на три года) − идет у американских ипотечных брокеров на ура.
Эксперты уверены: тем, кто, как и Гарри Каспаров, имеет возможность зарабатывать в США, есть смысл взять в этой стране недвижимость в ипотеку. «Это в любом случае лучше, чем брать жилищный кредит в России», − уверен Дзагуров. Во-первых, в США значительно более низкая процентная ставка. Как отмечают аналитики, если бы Гарри Кимович был американским подданным (чего он, напомним, до сих пор не признает), то за пользование ипотекой он бы платил всего 4−4,5% в год при сроке кредита в 15−20 лет. Россияне же сегодня могут рассчитывать на кредитную ставку в районе 6−8,5%. Во-вторых, в США прекрасно работает система рефинансирования жилищного кредита с более выгодными условиями, о чем российским заемщикам пока остается только мечтать.
Продать квартиру, купить дом
Впрочем, можно обойтись и без ипотечного кредита — не секрет, что московская недвижимость даже сейчас невероятно переоценена. Так, знакомый автора этих строк, глава небольшой строительной компании, переселил своих родителей-пенсионеров в небольшой городок во Флориде: продав в сентябре 2008 года их московскую двухкомнатную квартиру, год спустя он сумел купить на эти деньги приличный дом с тремя спальнями.
«Вообще-то во Флориде цены за время кризиса упали почти вдвое. Но даже в Майами, где спад был не таким большим, в апреле я лично выбрал для знакомого особняк с пятью спальнями и с собственным причалом на канале за 850 тыс. До кризиса он стоил 1,2−1,3 млн долларов», − вспоминает Богданов.
Татьяна РыБАКОВА