По данным РОМИР, платежи за обязательные услуги среднестатистической российской семьи составляют 17,5% ее бюджета, или около 5 тыс. руб. в месяц. Основная часть этих выплат осуществляется наличными, что создает неудобство и для самих плательщиков, и для получателей платежей. Существенно упростить данную процедуру могло бы внедрение системы Direct Debit.
Если спросить у отечественных банкиров, какой, по их мнению, вид безналичных расчетов населения в 2004 году составил 53% общего объема безналичных розничных платежей в Испании, 38% — в Германии и 30% — в Австрии, варианты будут следующие: чеки, карточки, почтовые или банковские переводы… И ни один не будет верным.
Речь идет о банковской операции, именуемой Direct Debit (DD). Этот не известный нашему рынку вид банковских операций не только захватил такую ошеломляющую долю рынка в указанных (и не только!) странах, но и постоянно развивается и совершенствуется.
Достаточно сказать, что в Великобритании объем операций DD за последние 10 лет увеличился в четыре раза, достигнув 2,5 млрд трансакций в год; и сейчас около 50% регулярных счетов оплачиваются 35 млн жителей страны посредством именно этого платежного инструмента. Для сравнения: на долю банковских чеков в Великобритании в 2004-м приходилось 16% расчетов, на наличные — 11%, на кредитные карты- 4%.
Областью применения DD являются регулярные платежи населения. Это прежде всего расчеты текущего и обязательного характера: за коммунальные услуги, фиксированную и мобильную связь, кабельное телевидение и т. п. Посредством DD также оплачиваются обязательства по ипотечным, потребительским и револьверным кредитам, страховым взносам и даже налогам. При этом периодичность расчетов может носить не только ежемесячный, но и ежеквартальный и ежегодный характер.
По сути Direct Debit — это предавторизованный плательщиком дебет его счета, инициированный кредитором. Вступая в договор с кредитором о погашении задолженности на регулярной основе, плательщик предоставляет право кредитору взыскивать причитающиеся ему суммы в обусловленные сроки с банковского счета плательщика в безакцептном порядке. Причем, как правило, суммы платежа не фиксируются на момент заключения соответствующего договора, поскольку они определяются фактическими расходами плательщика за обусловленный период времени.
С точки зрения плательщика, это прежде всего удобно. Не нужно куда-то идти, получать наличные, стоять в очередях, звонить, писать — все делается автоматически. Один раз оформил поручение на DD, и все.
Даже при смене банка это поручение переместится в другой банк, вслед за клиентом. Главное, чтобы в момент списания на счете были средства. Кстати, зачастую плательщик имеет право сам установить дату платежа. Например, привязав ее к дате поступления зарплаты.
Прошли все обязательные платежи, и владелец счета знает, сколько он может потратить до следующей зарплаты.
Во-вторых, это безопасно.
Если средства были списаны по ошибке, система DD гарантирует их немедленное восстановление на счете. Кроме того, плательщик может отозвать свое разрешение на DD в любой момент. Мошенничества же в данном виде операций, по сравнению с чеками, карточками или переводами, практически не существует.
Наконец, это экономично.
Ине только потому, что операции DD ничего не стоят плательщику. В Великобритании, например, коммунальные конторы предоставляют скидки до 15% в случае оплаты счетов посредством DD. Потому что эти организации не несут сопоставимых затрат на обработку платежной информации, как в случае расчетов чеками, карточками или наличными. Кроме того, значительно повышается уровень администрирования платежей и эффективность сбора задолженности.
Выгодна схема DD, конечно же, и банкам. Во-первых, банки имеют возможность диверсифицировать пакет клиентских услуг, причем не только для частного вкладчика, но и для сервисных организаций.
Во-вторых, средства с банковских счетов не «выгребаются» через банкоматы для оплаты услуг наличными, а, наоборот, аккумулируются к дате предстоящего списания. Соответственно, снижается потребность в развертывании и модернизации банкоматного парка, кассовых, инкассаторских и прочих служб. В-третьих, стоимость проводки DD через специализированную клиринговую палату несравненно дешевле, чем если бы аналогичный перевод осуществлялся через национальный РКЦ.
Бурное развитие DD в Европе за последние десятилетия и постоянное совершенствование технологий этих операций привели, по крайней мере, к двум значимым результатам.
Очевидные сервисные и финансовые преимущества данной услуги по сравнению с традиционными банковскими переводами уже побудили организации-перевододатели отправлять средства на счета клиентов, используя механизм DD.
Таким образом, Direct Debit «породил» Direct Credit (DC), который не только органично, но и весьма эффективно дополняет DD. В отличие от России, где зарплатные схемы «привязывают» работника к банку, избранному работодателем, граждане многих стран свободны в выборе банка, в котором они намерены открыть текущий счет. И организациям получается намного выгоднее вместо направления (и оплаты) десятков платежных поручений в десятки различных банков сформировать одно сводное поручение DC, которое банк этой организации проведет через ту самую специализированную клиринговую палату. Очевидно, что механизм DC, помимо перечислений зарплаты с успехом обслуживает выплаты пенсий и иные регулярные переводы.
Еще один результат- выход DD на международный уровень. Известно, что в настоящее время Европейский Союз формирует единое платежное пространство SEPA (Single European Payment Area). И в числе важнейших программ, находящихся в ведении Европейского центрального банка и направленных на унификацию платежных инструментов и гармонизацию трансграничных расчетных механизмов, значится программа реализации Всеевропейской системы прямого дебета (Pan — European Direct Debit System).
Совершенно очевидно, что в неменьшей степени, чем банкам и их корпоративным и частным клиентам, система DD выгодна и государству. Direct Debit не только эффективно способствует снижению налично-денежного оборота, но и максимально содействует концентрации розничных платежей именно в банковском секторе, делая их доступными, низкозатратными и абсолютно прозрачными. Не эта ли тема так бурно дебатируется в настоящее время на всех уровнях и в нашей стране?
Игорь ЛИПАНОВ, специально для газеты «Бизнес»