Задержанный вчера вечером председатель правления «Северного народного банка» (СНБ) Сергей Сердитов подозревается в организации мошеннических схем, позволявших манипулировать заложенным в банке имуществом. Наиболее яркий эпизод, вменяемый банкиру, — ситуация вокруг кредита ООО «Бонжур», которое владело площадями в здании, известном в Сыктывкаре как «Авалон».
На самом деле «Авалон» — это название только гостиницы, занимающей большую часть комплекса, расположенного по улице Интернациональной. Другие части выкуплены различными организациями, например, билетным агентством «Вэртас», рестораном «Элефант», магазином «Европа» и т. д.
Точно на таких же условиях около 3 тысяч квадратных метров из общих 15 тысяч находилось до недавнего времени в собственности сыктывкарского ООО «Бонжур». Метры эти, также предназначенные для продажи, были куплены за счёт полученного фирмой в «Северном народном банке» кредита; как это обычно делается, стали его залогом, а кроме того, за них поручились некоторые фирмы и люди. Но наступил 2008 год — и те, кто работал на рынке строительства и недвижимости, почувствовали его леденящее дыхание даже раньше осени. Продажа недвижимости «встала» по всей стране, тем самым «завис» у «Бонжура» оставшийся кредит в размере 81 миллиона рублей.
«Красное знамя» встретилось с Сергеем Сердитовым ещё в сентябре нынешнего года, при появлении первых сведений о проверке МВД «Северного народного банка». Сердитов заявлял, что в результате кредита «Бонжуру» банк попал в очень сложное положение. По его мнению, кредит явно метил в категорию «плохих», причём банкир был убеждён, что в ситуации конца 2008-го — начала 2009 года даже полученный залог не сможет спасти тонущий баланс: недвижимость резко подешевела.
Тем не менее, указывал Сердитов, он был вынужден пойти на выкуп залога, который, однако, не покрыл всей суммы кредита. Требование погасить остаток (его сумма приближалась к 30 миллионам рублей) он предъявил поручителям.
Сердитов был убеждён, что возбуждённое МВД уголовное дело — следствие реакции поручителей по кредиту «Бонжура», которые, как подчёркивал банкир, «обладают достаточным влиянием в том числе в правоохранительных органах».
Однако учредители, имевшие в своё время отношение к «Бонжуру», и один из поручителей по кредиту рассказали «Красному знамени»: поведение Сердитова разительно контрастировало с тем, что, по мнению учредителей, должен был бы делать в сложившейся ситуации банкир. Во-первых, он предложил выкупить «Бонжур» и поставить во главе его своего человека. Так и вышло: «Бонжур» выкупил Андрей Москательников, близкий к СНБ, он же, возглавлявший к тому времени не менее 20 фирм, подконтрольных банку, стал директором компании,. В феврале 2009 года под контроль СНБ перешёл бухгалтерский учёт «Бонжура».
— А в марте Сердитов потребовал от нас погасить все проценты по кредиту, оплатить все налоги «Бонжура» и вдобавок — отдать под залог доли в наших предприятиях, — говорит собеседник «Красного знамени». — Это не лезло уже ни в какие ворота, о чём я прямо ему и заявил.
В результате, продолжает он, с апреля «Бонжур» прекратил выплату процентов, за счёт пеней и штрафов сумма долга выросла до 88 миллионов рублей — и это стало основанием для СНБ, чтобы забрать принадлежащие компании офисные площади в свою собственность. Однако площади эти были оценены оценщиком Морозовым, привлечённым банком, в сумму… 58 миллионов рублей. В итоге ручавшиеся остались должны СНБ 30 миллионов.
А уже в мае банк продал полученные квадратные метры некоторой лизинговой компании, также, по данным учредителей «Бонжура», аффилированной с Сергеем Сердитовым. Стоимость сделки неизвестна.
Но само это обстоятельство свидетельствует: наш залог может рассматриваться как нормальный рыночный и вполне перспективный для дальнейшей реализации, — указывает собеседник «Красного знамени». — И это естественно. Кризис рано или поздно сойдёт на нет, да уже сходит, и офисы в самом центре Сыктывкара однозначно будут пользоваться спросом.
Учредители «Бонжура» приводят в качестве аргумента следующую арифметику. На момент возникновения спора квадратный метр «Бонжура» — полностью отделанный, подключенный ко всей инженерии и, действительно, в самом центре города — оценивался в 27 700 рублей. При том, что даже в условиях кризиса «голые» новопостроенные квартиры далеко не в центре всё равно не падали ниже 35 тысяч за квадрат.
— Но за счёт, во-первых, искусственно увеличенного долга, во-вторых и главных, невероятной оценки Сердитов получил полностью отделанные офисные помещения в центре за 19 900 рублей! — возмущается собеседник «Красного знамени».
Возмущение это вылилось во вполне конкретные действия. В июле учредители «Бонжура» подали заявление в МВД Коми, в котором попросили оценить действия Сергея Сердитова. Милиция оценила их как «мошенничество со стороны неустановленных лиц в «Северном народном банке» и открыла на этом основании уголовное дело. Именно в его рамках и произошло задержание банкира.
Совершенно очевидно, что один из ключевых моментов в деле — удивительная оценка заложенного имущества. Источник «Красного знамени», хорошо знакомый с ситуацией, сообщил, что, по его данным, оценщик Морозов давно занесён в чёрные списки ряда банков республики, в частности — местного отделения Сбербанка. По словам источника, Морозов в ходе следствия признался, что действовал по указанию Сердитова и действовал так: за расчётную основу была взята стоимость квадратного метра в одном из офисных центров на улице Домны Каликовой (для тех, кто не знаком с Сыктывкаром: это, мягко говоря, далеко не центр города, к тому же улица проходит совсем рядом с аэропортом, фактически параллельно взлётной полосе), причём по цене… 40 тысяч рублей. Затем с помощью хитромудрого применения различных понижающих коэффициентов цена квадрата «Бонжура» (здание располагается рядом с Госсоветом, ЦУМом, Коми филиалом «Северо-Западного Телекома») опустилась до 19 900.
Следствие было вынуждено послать отчёт Морозова об оценке в Москву, на экспертизу саморегулируемой организации, в которой он состоит, — и оттуда пришёл однозначный ответ: даже по формальным признакам это — не отчёт.
Ранее «Северный народный банк» предъявлял иск к поручителям «Бонжура» с требованием солидарно ответить за 30 миллионов рублей образовавшегося долга. Однако с возбуждением уголовного дела о мошенничестве в самом банке Сыктывкарский федеральный суд, принявший иск, приостановил его рассмотрение.
Справка
«Северный народный банк» учреждён 25 февраля 1994 года. Уставный капитал — 41 миллион рублей. По итогам 2008 года собственный капитал банка составлял 430,8 миллиона рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 12,4 миллиона рублей.
Прибыль СНБ по итогам 2008 года составила 38,1 миллиона рублей, сократившись более чем вдвое — на 46,8 миллиона рублей.
Согласно данным сайта Сравни.ru, «Северный народный банк» занимает 223-е место среди российских банков по объёмам депозитов физических лиц и 310-е — по объёмам выданных физическим лицам кредитов.
Сердитов Сергей Вячеславович родился в 1960 году в Сыктывкаре. В 1982 году окончил экономический факультет Сыктывкарского университета по специальности «Финансы и кредит». Проработав несколько месяцев в контрольно-ревизионном управлении Минфина Коми АССР и отслужив два года в армии, в 1984 году получил должность ассистента кафедры финансов и кредита экономического факультета СГУ. В 1986 году стал аспирантом кафедры денежного обращения, финансов и кредита Московского института народного хозяйства имени Плеханова. Кандидат экономических наук. В 1990 году работал на кафедре денежного обращения и кредита СГУ в должности старшего преподавателя. С 1991 по 1994 годы — заместитель председателя правления «Комета-банка». С 25 февраля 1994 года по настоящее время — председатель правления АКБ «Северный народный банк».
Валерий ЧЕРНИЦЫН