Ты готов взять ответственность на себя? Начальниками хотят быть почти все, а вот отвечать за принятые решения, как, впрочем, и принимать их, не стремится сегодня никто. Ну, за редким исключением. Почему? Только ли сотрудник виноват в том, что все проблемы он спускает на тормозах или пасует другим? Откуда появилась такая порода «менеджер безответственный»?
Все стремятся вверх по карьерной лестнице, и в последние благостные годы большинство получало желаемое. Но в итоге у компаний на руках оказалось огромное количество менеджеров, не умеющих самостоятельно принимать решения, а главное — принимать ответственность за их последствия на себя. «Кто-нибудь, но не я». Такая позиция сотрудников наносит ощутимый вред бизнесу: проблема или предложение могут долго курсировать между менеджерами, десятки раз обсуждаться на совещаниях и собраниях до тех пор, пока или все само собой не разрешится, или отпадет надобность решать, или
Павел Беленко, старший партнер консалтинговой компании «ИМИКОР», комментирует: «Сегодняшняя проблема менеджеров не только в том, что они «не принимают решения и не берут ответственность». Это — слишком общо. Практически все менеджеры из крупных и некрупных компаний готовы «брать ответственность и принимать решения»… в рамках бюджета, денег, которые им дадут. А потом они готовы «ответственно» обосновать, почему у них, точнее — у компании, не получилось».
Почему, в силу каких причин менеджеры отказываются делать то, чего, по сути, от них и ждут? То, что является их прямыми обязанностями?
Нежелание принимать решение — это следствие нежелания отвечать за его последствия, нежелания «быть крайним». Откуда же оно берется? На мой взгляд, у этой проблемы два источника: особенности личности и… пагубная политика компаний. И они тесно взаимосвязаны. На личностном уровне принимать решение менеджеру мешает страх совершить ошибку, неуверенность в себе и боязнь последствий. Думаю, не преувеличу, если скажу, что с этими монстрами сталкиваются все без исключения люди, когда начинают работать и за
Но соблазн велик. Ведь можно просто сидеть на хорошем месте, создавать видимость эффективной работы, спихивать решение вопросов на других (а эти другие есть всегда) и получать и деньги, и должности. Такой подход среди молодых специалистов был весьма распространен до кризиса и часто являлся целью. Сегодня это иллюзии, компании стали требовать реальных результатов, быстрых решений, и эти менеджеры «безответственные» остались за бортом. Ведь сколько бы вы не избегали принятия решений, сколько бы вы не лавировали, а однажды дать четкий и внятный ответ придется. Хотя бы относительно себя и своих не-действий.
Но компаниям не стоит вставать в позу и обвинять менеджеров в нежелании принимать решения. Сначала пусть присмотрятся к себе, к своей корпоративной культуре и бизнес-процессам. Ведь есть компании, которые порождают, воспитывают безответственных менеджеров, неспособных принимать решения и не стремящихся к этому. Как правило, этим грешат крупные организации, с развитой бюрократией. Стремясь контролировать буквально каждый шаг сотрудников (а вдруг они
Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью рекрутингового агентства AVANTA Personnel, предлагает сравнить: «Если это небольшая компания, в которой каждый «на виду»; в которой руководство готово делегировать полномочия подчиненным, там приветствуется инициатива, а менеджеры действительно могут принимать участие в принятии решений — безусловно, вышедший из такой компании специалист будет уметь просчитывать все риски, будет готов воплощать эти решения в жизнь, то есть нести за них полную ответственность. Если специалист трудится в компании, где каждый шаг жестко регламентирован; не приветствуется инициатива работников; любое принятие решений лежит исключительно на управленцах компании; любое предложение должно пройти сложный и долгий путь согласований и т. д., то отсутствие «привычки» принимать решение самостоятельно, быстро, неумение анализировать риски, незнание шагов, которые помогут претворить решение — вот лишь то немногое, что можно ждать от данного специалиста».
Так может компаниям лучше сразу учить и переучивать менеджеров, а не создавать для них обломовский рай с болотом?
«Менеджер безответственный» − это не явление нашего времени, он был и, думаю, будет всегда, но это не значит, что с ним не нужно бороться, как организациям, так и самим менеджерам. Все в наших руках.
В качестве послесловия
А что же кризис? Мы уже привыкли к тому, что он изменил все. Как он поступил с менеджерами, избегающими принимать решения, и с компаниями этих менеджеров порождающими?
Надежда Ляховская рассказывает: «Кризис, разразившийся на рынке ровно год назад, внес свои коррективы. С одной стороны, работодатели, избавившись от неэффективных сотрудников, поспешили заменить их новыми, эффективными, более опытными, с другой — именно в кризис цена ошибки возросла многократно. Поэтому на сегодняшний день, на мой взгляд, для компаний стала особенно актуальной готовность менеджеров принимать решения самостоятельно, предлагать руководству свои решения, уметь воплощать их в жизнь, уметь коммуницировать со всеми линейными руководителями, осознавать, насколько важна сейчас командная работа (команда — это компания в целом, а не один отдел/департамент)».
Павел Беленко добавляет: «Собственники компаний, которые «выжили», хотят видеть у себя менеджеров, которые без бюджета (с минимальным бюджетом) смогут заработать денег. То есть способных предложить идею, предложить новые маркетинг и рекламу, способных самим работать руками (без многочисленных нижестоящих исполнителей), да еще и коллектив ежедневно настраивать на работу. И сейчас я вижу стихийный процесс объединения «сильных» собственников с «сильными» менеджерами. Таких случаев не много, но они есть и интересно наблюдать за этой тенденцией».
Конечно, не все менеджеры и не все компании готовы изменить себя, но если компании могут себе позволить и дальше воспитывать «безответственных менеджеров», в конце концов, это их деньги и они могут позволить себе их терять (пока), то вот менеджерам волей-неволей придется меняться, если они хотят найти себе место в новых условиях.
Александра СЫЧЕВА