7 декабря москвичка Татьяна П. решила оплатить коммунальные счета. Зашла в отделение Сбербанка на проспекте Мира, дом 188, стр. 1. Сняла наличные деньги через банкомат в зале обслуживания, сразу же отдала несколько купюр вместе с коммунальными квитанциями в окошко приема платежей. И с удивлением услышала от операционистки, что только что извлеченная из банкомата тысяча рублей, возможно, подделка.
Купюра свежая, не мятая, из сбербанковского же банкомата — о какой подделке может идти речь? Но сотрудница Мещанского отделения ничего не желала слушать. И даже предположила, что Татьяна сама подсунула фальшивку в стопку снятых денег.
— У меня никаких других денег с собой не было, только снятые 26 тысячных купюр, в доказательство был чек, — говорит пострадавшая. — Я предложила изучить содержимое моей сумки и просмотреть запись камер видеонаблюдения. Но на мои просьбы не обращали внимания. Купюру забрали, сказали, что отправят ее на экспертизу, и дали об этом справку. Я спросила, вернут ли мне эту тысячу. Оказалось, нет. Даже если купюра окажется настоящей. Что, если бы речь шла о пятитысячной купюре? И если бы это были мои последние деньги? Или если бы такое случилось с одиноким пенсионером? Для него потеря такой суммы вопрос жизни и смерти. Разве не Сбербанк виноват, что в его банкомате попалась такая купюра? Но деньги почему-то теряет клиент.
Татьяна написала жалобу в форме «обратной связи» на сайте Сбербанка. Ответа пока не получила.
Юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова поражена:
— Ни продавец, ни сотрудники банка не имеют полномочий изымать у физических лиц денежные средства. Процедура прописана в Положении ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории России. Если возникли подозрения в подлинности купюры, сотрудники банка обязаны вызвать милицию, та составит акт, а они будут выступать в качестве свидетелей. Тут же изъятие было незаконным. Сотрудники были обязаны разъяснить, что в предъявленной купюре не так. Но этого, как я понимаю, сделано не было. Пострадавшей дали справку — это хорошо, но ей не дали сличить номер купюры с тем, что указан в справке. Отсутствие милиции — очень важный момент. Банк наверняка будет проверять по этому факту работу своих сотрудников. Но это будет лишь внутренняя проверка, и потребитель не получит ее результатов. Вызови потерпевшая милицию — все было бы иначе.
— Даже присутствие милиции не освободит от проблем с доказательной базой, — говорит адвокат адвокатского бюро «Падва и партнеры» Дмитрий Сидур. — Нужно писать претензии, обращаться в судебные органы, требовать проверки работы банкомата, брать комментарии разработчиков. На это уйдет много сил и времени. Если в случае судебного развития спора пострадавшей удастся получить записи камер видеонаблюдения, вряд ли будут видны номера купюр, которые вылетают из банкомата. Как мы все знаем, они идут не по одной, а стопкой. В подобных ситуациях клиенты не могут ничего доказать. Таких прецедентов в моей практике не было.
— Загрузка кассет с деньгами тщательно контролируется. И деньги эти проверяются, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Сбербанка. — Для этого мы пользуемся специальной аппаратурой.
— То есть гарантия 100%-ная?
— Точно я вам этого не скажу. Не исключено, что сыграл роль человеческий фактор — купюра, может, и настоящая, но сотруднику показалось, что она фальшивая, и он отправил ее на экспертизу.
Татьяна будет ждать результатов экспертизы. Они станут известны после новогодних праздников. Примечательно, что в пресс-службе Сбербанка, чтобы не было подобных конфузов, клиентам советуют избегать оплаты наличными — мол, платите карточкой, а еще лучше через интернет.
Забавно, не правда ли?
Николай МОРОЗОВ