ВТБ нашел покупателя на 11 алкогольных заводов, в том числе московский «Кристалл», которые получил от «Росспиртпрома» в счет погашения 5 млрд руб. долга. Переговоры ведутся со структурами совладельца УК «Металлоинвест» и Coalco Василия Анисимова. После сделки «Росcпиртпром» продолжит управлять заводами в партнерстве с новым собственником. Восточно-Европейская дистрибуторская компания, созданная при участии господина Анисимова, уже стала эксклюзивным дистрибутором продукции «Росспиртпрома».
В начале октября ВТБ получил в собственность от госхолдинга ОАО «Росспиртпром» контрольные пакеты 11 алкогольных предприятий, включая ОАО «Московский завод «Кристалл»», в счет погашения долга на 5 млрд руб. Передача активов проходила согласно одобренной в 2007 году схеме акционирования ФГУП «Роcспиртпром». Еще до окончания этой сделки банк сообщил о заинтересованности в привлечении частных инвесторов.
О том, что среди потенциальных покупателей заводов есть структуры господина Анисимова и стороны «принципиально договорились», «Ъ» рассказал источник, близкий к участникам переговоров. «Переговоры с несколькими компаниями велись последние три месяца. В активную фазу именно со структурами Василия Анисимова они перешли только неделю назад»,— отметил он. Первый замгендиректора «Росспиртпрома» Владимир Иванов осведомлен о том, что господин Анисимов — «один из претендентов на покупку алкогольных активов у ВТБ», но чем завершились эти переговоры, он пока не знает. «Согласно постановлению о приватизации «Росспиртпрома», дальнейшая судьба акций предприятий, переданных ВТБ, определяется по согласованию с нами. Мы дали ВТБ согласие на продажу акций компаний с условием, что новый собственник передаст нам их в управление»,— подчеркнул господин Иванов. От официальных комментариев в ВТБ и Coalсo вчера отказались.
По данным Росстата за январь-ноябрь 2009 года, суммарный объем производства 11 предприятий составил порядка 12 млн дал (общий объем производства водки и ликероводочных изделий в стране — 97 млн дал). На момент передачи активов ВТБ их стоимость была занижена более чем в два раза, отмечает глава Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. «Но с тех пор все алкогольные компании сильно подешевели, а несколько из продаваемых ВТБ заводов либо находятся в процедуре банкротства, либо близки к нему. Поэтому сейчас цена в 5 млрд руб. будет весьма адекватной»,— добавляет эксперт. В июне из активов ВТБ выбыло ликероводочное производство в Брянске — часть его мощностей и брендов досталась местному депутату Андрею Иванову.
На рынке появляется новый серьезный игрок, отмечает вице-президент по маркетингу группы «Винэксим» Станислав Кауфман («Винэксим» сейчас размещает производство водки «Путинка» на московском «Кристалле»; на нее приходится не менее 50% всей произведенной на заводе продукции). «Вероятно, стоить ожидать, что при наличии сильной дистрибуторской сети и производственных мощностей следующем шагом станет создание сильных брендов или их покупка»,— отмечает господин Кауфман.
Возможная передача «Росспиртпрому» алкогольных активов в управление соответствует его ранее объявленной стратегии развития: она подразумевает управление производственными активами, интеллектуальной собственностью и дистрибуторскими структурами. С оптовым звеном «Росспиртпрому» также помог господин Анисимов: созданная в августе при его участии Восточно-Европейская дистрибуторская компания заключила с «Росспиртпромом» эксклюзивное соглашение об оптовой продаже продукции госхолдинга (см. «Ъ» от 11 сентября). Как рассказывал ранее заместитель гендиректора «Росспиртпрома» Вадим Касьянов, холдингу было бы интересно получить в управление известные бренды, в частности марки ФКП «Союзплодоимпорт» — водки «Столичная» и «Московская», шампанское «Советское», коньяки «Московский» и «Юбилейный» и др. Конечная цель — «загрузить» портфель «Росспиртпрома» всем ассортиментом алкогольной продукции и занять в перспективе двух-трех лет 15—20% рынка.
Ирина ПАРФЕНТЬЕВА, Елена КИСЕЛЕВА, Юлия ЯРОШ