Банк «Русский стандарт» рассчитывает обеспечить 15-процентный рост кредитного портфеля в следующем году за счет карточных кредитов. Запланированное изменение структуры портфеля банка предусматривает увеличение их доли до 80%, при одновременном сведении к минимуму доли кредитов в торговых сетях. Возобновить рост портфеля за счет карточного бизнеса «Русский стандарт» сможет только при расширении каналов продаж и радикальном изменении своего подхода к работе с кредитными картами, указывают эксперты.
В 2009 году банк «Русский стандарт» пересмотрел политику развития и выделил новые приоритеты, следует из аналитического обзора Номос-банка, который был составлен по результатам встречи аналитиков Номос-банка с топ-менеджерами «Русского стандарта». Теперь ключевым направлением для «Русского стандарта» являются кредитные карты, отмечается в обзоре. Банк активно наращивает долю карточных кредитов в ссудном портфеле: за три квартала текущего года она выросла с 46% до 58% (до 59 млрд руб.). В среднесрочной перспективе банк рассчитывает увеличить ее до 70—80%, говорится в обзоре.
Сегмент экспресс-кредитования «Русский стандарт» больше не рассматривает для себя как ключевое направление бизнеса в силу его повышенных рисков. Доля экспресс-кредитов в портфеле «Русского стандарта» за три квартала текущего года сократилась с 22% до 15% (до 15 млрд руб.). В результате банк уступил лидирующие позиции на рынке экспресс-кредитования ХКФ банку (см. «Ъ» от 7 декабря). Впрочем, несмотря на сокращение деятельности в одном из ключевых для себя сегментов рынка розничного кредитования, в целом в 2010 году «Русский стандарт» намеревается преодолеть негативную тенденцию снижения кредитного портфеля — за десять месяцев текущего года он сократился на 25% до 102 млрд руб. По прогнозам банка прирост кредитного портфеля в следующем году составит 10—15%.
Выполнить план банку будет непросто, указывают эксперты.
При сокращении входящего потока новых клиентов, первоочередным для банка становится удержание уже имеющихся заемщиков, отмечает руководитель карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП-банка Василий Кузнецов. До сих пор таких целей «Русский стандарт» себе не ставил: из 23 млн эмитированных им кредитных карт активны только 50%. «Чтобы удержать клиентов, банку необходим высокий уровень сервиса и приемлемая ценовая политика»,— считает господин Кузнецов. В «Русском стандарте» делают ставку на развитие расчетного карточного бизнеса и ко-брендинговых программ. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Во втором полугодии 2009 года «Русский стандарт» предоставил клиентам возможности расчетов с помощью карт через системы интернет- и мобильного банкинга. А в середине декабря «Русский стандарт» пригласил возглавить карточное направление Селима Эргоза, построившего карточный бизнес Ситибанка) (см. «Ъ» от 11 декабря).
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА