Минэкономразвития рассчитывает до конца года согласовать концепцию поправок в закон о банкротстве. Но подготовленным проектом пока недовольны банки.
Подготовить поправки в закон о банкротстве президент Дмитрий Медведев поручил еще в феврале. Выступая в Иркутске, он, сославшись на обращения со стороны владельца «Базэла» Олега Дерипаски, заявил о необходимости запустить неработающий механизм финансового оздоровления.
По подсчетам Минэкономразвития, с 2002 г. из более чем 30 000 дел о банкротстве в стадию оздоровления перешло лишь 20. Проект поправок ведомство опубликовало в августе: срок финоздоровления увеличивается с двух до пяти лет, должника освобождают от необходимости предоставлять гарантию банка, разрешается списать часть долгов.
Но до правительства поправки так и не дошли. В рабочей группе обсуждаются два принципиальных момента, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. Проект позволяет взыскивать имущество не только с банкрота, но и с аффилированных с ним компаний, если они могут косвенно распоряжаться более чем 50% акций должника или давать ему обязательные указания. Альтернативный вариант — учитывать лишь формальный контроль, рассказывает Скрипичников.
Если привлекать к банкротству всех аффилированных лиц, под ударом окажутся сотни предприятий, считает арбитражный управляющий Евгений Семченко. Принадлежность к группе придется доказывать в суде, веерного включения в нее компаний не будет, уверен Скрипичников: в проекте прописан целый ряд критериев, на основании которых можно обосновать исключение компании из группы лиц.
Второй спорный момент — право вето контролирующих кредиторов на план финансового оздоровления, которое существует в действующем законодательстве, говорит Скрипичников. Поправки разрешат утвердить план списания долгов в суде при согласии более 25% кредиторов, но должнику придется доказать, что кредиторы в случае оздоровления получат больше, чем при конкурсном производстве. Это переход к новой модели принятия решения, отмечает Скрипичников. Право одобрения или неодобрения плана оздоровления нужно сохранить за кредиторами, считает председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко, но у суда должна быть возможность повлиять на процесс, если кредиторы намеренно ведут компанию к банкротству.
Кроме того, в последней версии проекта появились дополнительные требования к раскрытию информации должником (например, обязанность знакомить кредиторов с промежуточной финансовой отчетностью), вводится ответственность менеджмента и собственников предприятия за отступление от плана оздоровления, рассказывает Скрипичников.
Ранее о несогласии с проектом говорили крупнейшие кредиторы. В Сбербанке ознакомились с последней версией проекта и считают, что она требует серьезной доработки, сказал его представитель. Представители ВТБ и Альфа-банка отказались от комментариев. По данным «Интерфакс-ЦЭА» на 1 октября, объем просроченных кредитов у Сбербанка — 204,4 млрд руб., у ВТБ — 76,1 млрд, у Альфа-банка — 76,3 млрд. Представитель «Базэла» не ответил на запрос «Ведомостей». По словам Скрипичникова, завершить обсуждение концептуальных положений проекта планируется до конца года.
Дмитрий КАЗЬМИН