«Банкоматы бывают разные. Легче всего обстоит дело со сквозьстенными — они по умолчанию уже оборудованы специальными устройствами для поддержания рабочей температуры не ниже минус 10 градусов», — рассказал «Новым известиям» Антон Гольцман, сотрудник пресс-службы одного из крупнейших банков страны. Трудности же возникли у терминалов в офисах и на предофисных территориях.
Эксперт уверяет: никаких серьезных проблем возникнуть не может. Аппарат технически устроен так, что невозможны такие ошибки, как невыдача карты или списание денег со счета без их обналичивания. «Это всего лишь временное неудобство — никакими материальными потерями оно не грозит, — утверждает Антон Гольцман. — Если банкомат забрал вашу карту, то он в любом случае вернет ее назад, так как картоприемное устройство работает. Замерзшие банкоматы отказывались выдавать деньги. В этом случае и клиент, и сам банк получают уведомление: «Выполнение операции невозможно».
Что делать
Как бы то ни было, техника есть техника, и случаи, когда терминалы «съедают» карты, отмечались неоднократно. Оператор службы помощи по картам рассказал, как вести себя при таких ЧП. Если банкомат отказывается возвращать карту, необходимо сразу же приостановить ее действие. Для этого нужно позвонить по телефону, указанному на банкомате. Как только карта будет вызволена, ее следует восстановить, позвонив в службу поддержки.
Когда деньги с карты списываются, а наличные банкомат не выдает, нужно немедленно обратиться в службу техпомощи своего банка. Там должны проверить все операции, проведенные банкоматом и «лишние» деньги вернуть. На деле же, как говорят пострадавшие от техники, доказать факт невыдачи банкоматом денег на руки чрезвычайно трудно. Если возникает спорная ситуация, следует написать заявление. В течение 120 дней оно будет рассмотрено.
Также есть и другая опасность: при вводе своего пин-кода клиенту пишут, что введен некорректный пин. И не потому, что он введен неправильно, а потому, что замерзшая клавиатура передает неправильный пароль. После 3—5 «ошибок» карта может быть заблокирована.
Такое с банкоматами случилось не впервые
«Московский комсомолец» напоминает, что сбой в работе банкоматов был холодной зимой 2006-го, но тогда терминалов в городе было на порядок меньше.
Как пояснил специалист по системам самообслуживания крупного банка, мерзнут, как правило, нижние кассеты банкоматов, которые ближе всего к броне, — металл имеет свойство накапливать холод. Сейф остывает, и механизм выдачи банкнот перестает работать, при этом все остальные операции выполняются. В таких случаях банкомат сообщает, что кончились купюры. Создается впечатление, что банки не хотят выдавать деньги, а на самом деле это не так. Если запросить маленькую сумму, может все получиться — чаще всего кассеты с мелкими купюрами находятся вверху и замерзают в последнюю очередь.
С такой проблемой сталкиваются не только в России — банкоматы производят в основном в Китае и Венгрии, где их не испытывают на прочность при таких минусовых температурах. В России своего производства банкоматов нет.
Глючить на морозе начинают мобильники и домофоны
Электроника оказалась не готова к морозам. Как указывает «Труд», испытания морозами не прошли и подъездные домофоны в жилых домах. Двери либо не закрывались, либо, что еще хуже, наоборот, не открывались. Чтобы попасть домой, жильцам пришлось применять силу.
Отказывались работать и турникеты в общественном транспорте. Они перестали считывать информацию с замерзших проездных. Терминалы оплаты, установленные на улицах, в морозы тоже выходят из строя. В этом случае вызволять приходится не карты, а деньги.
Глючат и мобильные телефоны. Согласно стандартным параметрам эксплуатации, сотовые должны работать до температуры не ниже −5. Когда человек разговаривает на улице, в телефон поступают выхлопы пара, которые могут блокировать микрофон, телефон может выйти из строя. Желательно вообще не пользоваться сотовыми на морозе. Если появилась такая нужда — лучше зайти поговорить в магазин. Минусовые температуры влияют и на работу аккумулятора, поэтому в холод у мобильника может сесть батарейка.
А вот в Тюмени едва не случилась авиационная катастрофа. Взлетавший в 42-градусный холод самолет Ан-2 при наборе высоты моментально обледенел. К тому же в двигателе замерзло масло. Летчики совершили вынужденную посадку. Обошлось без жертв.