Новая версия закона об инсайде дает ФСФР широкие полномочия для расследований и не ограничивает доступ к банковской тайне.
Подготовка ко второму чтению закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком будет закончена в I квартале 2010 г., заявил председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Владислав Резник.
«Даже в отношении налоговиков в касающихся их законах четко оговорены регламент, сроки, виды и периодичность проверок — а для ФСФР указано, что она их устанавливает сама для себя», — отмечает Павел Запрягаев, юрист Промсвязьбанка, сохранилось указание, что ФСФР может требовать почти любые документы, и не указано, что достаточно копии. Таким образом, служба может получить право самостоятельно проводить выемку документации.
В законе о банках оговорена ответственность уполномоченных органов за разглашение банковской тайны, но ФСФР в их число не входит, хотя получит право проверять и банки, продолжает Запрягаев. Аналогичные противоречия с законом о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля отмечены в записке Минюста; в ней же указано, что размытость формулировок законопроекта может создать почву для коррупции. Важно, чтобы закон не стал «бритвой в руках сумасшедшего», заявил Резник.
«Мы не сумасшедшие, чтобы хватать бритву не глядя: порезаться можно и самому», — парирует руководитель ФСФР Владимир Миловидов: во многих сферах, в том числе у налоговиков, могут быть ведомственные нормативные акты — не все можно предусмотреть законом. Важно, на какие базовые принципы они накладываются, и все это прописывается сейчас — чтобы исключить возможность произвольного толкования со стороны власти. «Важнейшим аккумулятором инсайда станет сама ФСФР, мы получим колоссальную ответственность и сами станем объектом пристального внимания, и мы заинтересованы, чтобы минимизировать сферу, где есть шанс действовать неправомерно», — заключил он.
Сила слова
«Чтобы направить [валютный] рынок в нужную сторону, не всегда необходимо купить миллиарды долларов или продать, достаточно провести определенные словесные интервенции», — сказал директор департамента ЦБ Сергей Швецов, предложив вывести «словесные интервенции»
Даниил ЖЕЛОБАНОВ