После столетнего перерыва в Великобритании появляются новые розничные банки. С их помощью британские власти надеются оздоровить банковский сектор.
Новых банков, ориентирующихся только на розницу, в Великобритании не учреждалось более 100 лет. Но, столкнувшись с необходимостью поддержки банков, получивших убытки на структурных инструментах, британские власти решили усилить сектор за счет розницы. Уже подали заявки на получение банковской лицензии Metro Bank, банки брокерской компании Panmure Gordon, ритейлера Tesco и Virgin Group Ричарда Брэнсона.
Metro Bank, за которым стоит предприниматель Вернон Хилл, рассчитывает в ближайшие два года открыть 12 отделений вблизи Лондона, а за 10 лет довести их число до 200. Привлекать клиентов Metro Bank намерен хорошим сервисом. Его отделения будут работать в выходные, а в будни — дольше, чем остальные банки. В них будут игрушки для детей, кроме того, туда можно будет приходить с собаками.
Аналитик Panmure Gordon Сэнди Чен хочет учредить банк, который станет обслуживать богатых клиентов. Этот бизнес будет основан на традиционной модели, предлагающей высокие процентные ставки по крупным депозитам. Банк намерен инвестировать в малый и средний бизнес, который с начала кризиса испытывает трудности с привлечением финансирования.
Tesco присутствует на банковском розничном рынке с 1997 г. — сначала в партнерстве с Royal Bank of Scotland (RBS), а с 2008 г. — самостоятельно. Ритейлер работает со страховыми продуктами, кредитками, ссудами и сберегательными счетами. Но сейчас он пытается создать инфраструктуру, с которой можно оказывать все банковские услуги, в том числе обслуживать текущие счета и выдавать ипотечные кредиты.
Virgin Money в октябре обратилась за банковской лицензией в британское Агентство финансовых услуг (FSA). Компания хочет купить существующий банк, чтобы сразу получить долю рынка. В 2007 г. Virgin вела переговоры о покупке Northern Rock, и не исключено, что захочет приобрести его «хорошие активы» или активы другого банка, в которые в кризис вкладывались деньги из бюджета. По требованию правительства Lloyds продаст 600 отделений и бренд TSB, RBS — 300 отделений.
Сейчас четверка крупнейших британских банков — Lloyds, RBS, Barclays и HSBC — контролирует 75% розничных счетов текущих операций (данные Ассоциации британских банков) и почти 90% корпоративных счетов (данные Федерации малого бизнеса, FSB). «У крупных банков монопольное положение, и меньшим игрокам втиснуться будет трудно, — говорит представитель FSB Стивен Аламбритис. — Также очень непросто перевести бизнес с одного счета на другой, даже если конкуренция высокая». Сложнее всего новичкам будет выполнить требования к капиталу, предупреждают аналитики. «Это история про курицу и яйцо, — отмечает неназванный источник FT. — Без банковской лицензии невозможно привлечь достаточный капитал, но для получения лицензии FSA требуется значительный капитал».
Татьяна БОЧКАРЕВА