Узнав о незаконности комиссий за ведение ссудного счета, корреспондент «Денег» отправился искать правды в свой банк.
«Вы у нас первый»,— ответила мне сотрудница отделения «Ленинградский проспект» Райффайзенбанка на вопрос, просил ли уже
Последний кредит в Райффайзенбанке (до этого было еще несколько) я брал зимой 2008 года. Я продавал квартиру, покупал более просторную. Не хватало менее 10% цены нового жилья. Ипотеку я решил не брать. Кто помнит времена перед кризисом, когда на более или менее приличную квартиру сразу находилось несколько покупателей, а продавцы устраивали среди них аукционы — кто больше даст, тот меня поймет. Я решил взять потребкредит, чтобы иметь возможность оперативного маневра на рынке. Как раз подоспело интересное предложение от «Райффайзена» — кредит на любые нужды под 12% годовых. Правда, дальнейшее знакомство с условиями показало, что дело этим не ограничивается. Привлекательные проценты были обставлены кучей условий: тут и штрафы за досрочное погашение, и, главное, дополнительная плата за обслуживание счета, в моем случае — чуть меньше 1,5 тыс. руб. ежемесячно. Тем не менее кредит я оформил и вот уже почти два года его выплачиваю.
А 17 ноября 2009 года президиум Высшего арбитражного суда постановил, что взимание комиссий за открытие и ведение ссудных счетов при выдаче кредитов незаконно. ВАС рассмотрел этот вопрос после того, как районное отделение Сбербанка Перми решило оспорить постановление пермского Роспотребнадзора, оштрафовавшего банк за взимание таких платежей. Высшая судебная инстанция в результате подтвердила, что действия банка ущемляют права потребителя. Я решил попросить банк прекратить ущемлять мои права через неделю после выхода постановления президиума ВАС.
Упомянутая сотрудница Райффайзенбанка была мила, но неуступчива: практика отмены дополнительных выплат при кредитовании в банке отсутствует. «Я слышала
Девушка удалилась минут на пятнадцать в служебное помещение, видимо, советоваться с руководством. «Незаконно открытие и ведение ссудного счета, а мы берем деньги лишь за обслуживание кредита»,— сказала она, вернувшись. Я снова полез в сумку и достал экземпляр моего кредитного договора. Там было написано «комиссия за обслуживание счета». Девушка задумалась и снова удалилась. На сей раз она вернулась значительно быстрее: «Да, все верно, мы берем комиссию за обслуживание вашего счета, но в договоре не сказано, что это ссудный счет». Я возмутился: как можно брать 1,5 тыс. руб. ежемесячно за ведение моего текущего счета (с него списываются средства в рамках погашения долга), если я и так плачу фиксированную сумму банку за его услуги раз в год по другому договору. Но сотрудница продолжала уверять, что Райффайзенбанк не открывает и не ведет ссудных счетов, а значит, не берет за это денег. «То есть клиентов вашего банка решение суда не затрагивает?» — уточнил я. Девушка закивала. Мне снова пришлось лезть в сумку, где лежала копия заметки в газете «Коммерсантъ» от 18 ноября под названием «Неподсудный счет». В заметке руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко, комментируя тезис о том, что постановление президиума ВАС вынудит банки отказаться от взимания комиссии за открытие и ведение ссудного счета, сказал буквально следующее: «Раз президиум ВАС так решил, значит, будем подчиняться. Было понятно, что рано или поздно этим все закончится». «На это у меня комментариев нет»,— сдалась сотрудница банка и предложила написать заявление в свободной форме с просьбой освобождения от дополнительных платежей. Решения банка по этому заявлению пока нет. На его рассмотрение, как мне сказали, может потребоваться срок до месяца. Все-таки я первый такой в Райффайзенбанке.
Дмитрий ЖДАКАЕВ