Крупнейшие банки США вернули в казну средства налогоплательщиков, освободив себя от ограничений по выплатам бонусов топ-менеджерам. Впрочем, финансовые регуляторы не оставляют банковские зарплаты на самотек: с начала следующего года компаниям придется раскрывать информацию о выплатах и обосновывать их. Эти меры являются частью финансовой реформы, в рамках которой власти попытаются ослабить гонку за высокими прибылями при торговле сложными финансовыми инструментами. Считается, что именно это привело к разрастанию финансового кризиса.
«Зарплатный царь» Кеннет Фейнберг одобрил в среду максимальный размер бонусов за 2010 год, которые будут выплачены топ-менеджерам крупных компаний, получивших господдержку в ходе кризиса.
Исполнительный директор GMAC Майкл Карпентер сможет получить до 9,5 млн долл., будущий финансовый директор General Motors Кристофер Лиддел до 6,2 млн долл., исполнительный директор Chrysler Серджио Маркионне за работу в совете директоров автоконцерна — 600 тыс. долл.
Максимальный размер компенсационных пакетов для руководителей ипотечных госкомпаний Fannie Mae и Freddie Mac Майкла Уильямса и Чарльза Хальдемана составят соответственно 4 и 6 млн долл. Fannie Mae и Freddie Mac, которые в совокупности выдают примерно половину всех ипотечных кредитов в США в год, были национализированы правительством США в сентябре 2008 года, в разгар финансового кризиса.
Крупнейшие американские банки в следующем году не будут ограничены Кеннетом Фейнбергом в выплате бонусов своим сотрудникам. Вчера последний должник государства — банк Wells Fargo & Co вернул американским властям 25 млрд долл., которые он получил в октябре 2008 года в рамках программы по выкупу проблемных активов (TARP). Для выплаты долга банк, равно как и его конкуренты, произвел дополнительную эмиссию ценных бумаг. На прошлой неделе Wells Fargo привлек 12,25 млрд долл. за счет продажи акций. Ранее свои бумаги продали инвесторам Bank of America и Citigroup.
Регулировать систему вознаграждения работников финансового сектора взялась теперь Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Согласно новым правилам комиссии, которые вступят в силу 28 февраля 2010 года, американским компаниям придется раскрывать дополнительную информацию о зарплате и премиальных выплатах топ-менеджеров. «Эти меры приняты с тем, чтобы акционеры могли лучше оценить усилия топ-менеджеров по руководству открытыми акционерными компаниями, — отмечается в сообщении SEC. — Начиная с сезона подготовки к годовым собраниям акционеров 2010 года, компании должны будут в письменной форме разъяснять выплаты всем сотрудникам, если эти поощрения создают риски, которые могут с большой вероятностью привести к негативным последствиям для компании».
Особое внимание SEC обращает на информацию о вознаграждении руководства и директоров компаний в форме акций и опционов и потенциальные конфликты интересов лиц, занимающихся вопросами компенсаций. «Принимая эти правила, мы улучшаем раскрытие информации о рисках, компенсациях и корпоративном управлении, тем самым повышая ответственность компаний и создавая благоприятные условия для акционеров», — заявила председатель SEC Мэри Шапиро.
Кроме того, SEC проверит банки на предмет махинаций с деривативами. По данным газеты The New York Times, SEC совместно с конгрессом и управлением регулирования финансовой индустрии изучает информацию о том, что банки с Уолл-стрит могли продавать рискованные структурированные ценные бумаги клиентам, а потом играли на их понижение. По данным издания, облигациями, обеспеченными долговыми обязательствами (CDO), снабжали своих клиентов банки Goldman Sachs, Morgan Stanley и Deutsche Bank. Эти финансовые компании впоследствии использовали кредитные деривативы для игры на рынке против CDO, которые в некоторых случаях были умышленно привязаны к высокорисковым ипотечным облигациям, запрограммированным на существенное падение в случае проблем на рынке недвижимости.
Расследование находится пока на ранней стадии, однако банк Goldman Sachs уже выпустил заявление, в котором попытался оправдать себя и коллег. «Инвесторам хорошо известно, что банки, организующие выпуск CDO, первоначально приняли по ним короткую позицию и что эти позиции могли либо применяться в качестве хеджирования против других рискованных позиций, либо быть закрытыми через торговые операции с другими инвесторами», — говорится в заявлении банка.
Николай КОЧЕЛЯГИН