Кризис дал российским компаниям шанс получить крупный международный актив. Автоконцерны на грани выживания начали распродажу. Американская GM выставила на торги 55% акций Opel/Vauxhall — по сути, весь свой европейский бизнес. За актив боролись Fiat, бельгийский инвестфонд RHJ, китайский автоконцерн BAIC, но GM назвала победителем консорциум канадской Magna и российского Сбербанка. Партнеры обещали заплатить за актив 500 млн евро (в сделку входил и завод GM в Санкт-Петербурге), но закрыть заводы в Эйзенахе и Антверпене и уволить 10 000 человек. Немецкое правительство поддержало Magna и Сбербанк, пообещав помощь на 4,5 млрд евро.
После девяти месяцев переговоров «9000 парафированных листов контракта были готовы к подписанию», вспоминает предправления Сбербанка Герман Греф. Но неожиданно совет директоров GM отказался от сделки. «Мы никогда не хотели продавать Opel — ни полностью, ни частично», — признался потом «Ведомостям» президент GM по России и СНГ Крис Габби: просто в начале года рынок был на дне, а потом GM успешно прошла процедуру банкротства.
Не повезло?
Технологическим партнером консорциума должна была стать группа ГАЗ Олега Дерипаски. Сделка была выгодна именно ей — у ГАЗа нет зарубежного партнера, а выжить в одиночку практически невозможно, говорит эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. «Компании, выпускающие в год меньше 3 млн автомобилей, нежизнеспособны. А через несколько лет этот порог будет еще больше — 5—6 млн шт.», — отмечал директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов. ГАЗ собирался начать производство моделей Opel. Кроме того, группа должна была получить «технологии, необходимые для производства современных автомобилей», это было записано в проекте контракта с GM, рассказал менеджер Сбербанка. А в будущем ГАЗ мог стать собственником 27,5% Opel — Сбербанк собирался перепродать пакет.
Срыв сделки по продаже Opel — неприятность, но для группы ГАЗ не трагедия, подчеркивает предправления компании Сергей Занозин. Отказываться от выпуска легковых автомобилей ГАЗ не собирается и ищет партнера, говорит он. Идут переговоры и с GM. То, что россиян так интересовало в Opel — загрузка простаивающих мощностей ГАЗа и доступ к интеллектуальной собственности, — GM и так готова предлагать, говорит Габби.
Эта сделка была интересна именно доступом к технологиям Opel, без этого использовать госсредства для поддержки тонущего иностранного производителя было бы бессмысленно, считает Рахманов. Если бы Magna и Сбербанк купили Opel, им пришлось бы отвечать за болезненный процесс реструктуризации, увольнения, консервацию, а это несло бы репутационные риски.
Алексей НЕПОМНЯЩИХ, Кирилл ХРИПУНОВ