Михаил Фридман, основной владелец «Альфа-групп»
В 2009 г. «Альфа-групп» победила многих. Но самую убедительную победу она одержала над «Базэлом» Олега Дерипаски, не желавшим вернуть ей примерно $1 млрд.
Кому-то ситуация покажется понятной: кризис же — никто не платит, почему «Базэл» должен стать исключением? Кому-то, но не «Альфе». Она объявила войну должнику, не желавшему договариваться. Эту войну не смог остановить даже президент, заявивший, что недопустима ситуация, когда та или иная организация, пусть даже имеющая правомерный набор требований, способна остановить работу крупного холдинга. Ответ Фридмана был сама политкорректность: Альфа-банк готов поддержать партнеров, а тем более давних друзей; «единственное, чем мы не можем позволить себе рисковать, — это безопасностью вкладов наших клиентов и стабильностью <…> банка». Ту же позицию Фридман, говорят, отстаивал и в правительстве: «Если сегодня мы понесем убытки, то завтра вы понесете нас». Нести «Альфу» не хотелось никому.
«Альфа» действовала жестко. Просрочил платеж — иск, продолжаешь отнекиваться — еще один, о банкротстве. Иски о банкротстве получили несколько компаний «Базэла» — и подействовало. Заводы «Русала», например, вернули $85,9 млн в тот же день.
Другие победы «Альфы» тоже впечатляют. В январе новое соглашение подписали акционеры
Но британцам и скандинавам приходилось сражаться с «Альфой» на чужом поле, а Дерипаска проиграл ей на своем. В итоге «Альфа» получила с него большую часть долга. В условиях, когда другие российские бизнесмены деньги, наоборот, теряли, это почти подвиг.