Анатолий Кононов, судья конституционного суда
Судья Анатолий Кононов подал заявление об уходе тихо, без помпы и пресс-конференций; он должен сложить полномочия 1 января. Кононов известен тем, что часто не соглашался с вердиктами Конституционного суда (КС) и обнародовал свою позицию в виде особого мнения.
Особых мнений у Кононова набралось около полусотни. Он брал на себя смелость судить, т. е. оценивать самые принципиальные решения первых двух ветвей власти, когда КС от этого уклонялся.
Например, Кононов констатировал, что сами статьи Уголовного кодекса, по которым действия Михаила Ходорковского оценили как хищение, нуждаются в пересмотре, поскольку допускают расширенное толкование, а значит, произвол.
Он привел не менее десятка веских доводов, почему отмена выборов губернаторов антиконституционна, и настаивал на том, что новая процедура ущемляет права граждан избирать и быть избранными. Если «полномочия президента <…> могут быть беспрепятственно расширены федеральным законом, то зачем тогда вообще нужна Конституция», спрашивал он.
Он же заметил, что КС фактически пошел на подлог, когда, отстаивая право ФСБ без внятных мотивировок запрещать въезд в Россию, сослался на противоположное по смыслу решение Страсбургского суда (дело о высылке журналистки Натальи Морарь).
Особые мнения Кононова, возможно, когда-нибудь войдут в учебники по правоведению.
В последнее время он позволил себе несколько непредвзятых высказываний о российской судебной системе. Например: «Есть конфликт между разными ценностями — человеком и властью, гражданином и государством. И судьи считают, что ищут баланс. Но он ясно в какую сторону всегда».
Суду тоже все стало ясно. Полномочия Кононова истекали в 2017 г., но коллеги предложили ему подать заявление «по собственному». И он ушел, сохранив свое особое мнение.