Сергей Магнитский, адвокат Hermitage Capital Management
Джемисон, ты смотришь слишком много художественных фильмов, сегодня не 1937 год«, — ответил Сергей Магнитский на настоятельный совет начальника уехать из России, свидетельствуют сотрудники фонда Hermitage Capital Management. Через год с небольшим адвокат фонда умер в одном из следственных изоляторов в возрасте 37 лет, не дождавшись медицинской помощи.
Магнитский не был ни правозащитником, ни политзаключенным, ни даже предпринимателем, за чьим бизнесом объявлена охота. Он был просто хорошим юристом, добросовестным, последовательным, въедливым. Он шаг за шагом распутывал махинации с компаниями Hermitage, и в один прекрасный день на свет стали вылезать милицейские фамилии. Даже в этот момент Магнитский не почувствовал угрозы. Ведь трудно поверить, что тебе, выпускнику престижного вуза, никогда не имевшему проблем с законом, в твоей собственной стране может
В нашем детстве о людях, погибших на войне, говорили: их смерть была не напрасной. Это слабое утешение близким, но хоть что-то. После смерти Магнитского на свет вылезли страшные факты о том, как с заключенными обращаются в бутырках. По Федеральной службе исполнения наказаний и МВД прокатились отставки. Кажется, ведь это немало, но облегчения не чувствуется. Почему? Потому что, если бы Обама, вместо того чтобы закрыть тюрьму Гуантанамо, отправил в отставку ее начальника, его бы подняли на смех. А российская Гуантанамо находится в 15 минутах езды от Кремля, Третьяковского проезда, десятков офисов класса А и роскошных ресторанов. И закрывать ее никто не собирается.
Система, которая убила Магнитского, поныне здравствует и угрожает каждому.