После нескольких лет беспрецедентного роста мировая экономика вошла в фазу масштабного кризиса. Заговорили о новой «Великой депрессии». Однако скорость, с которой большая часть стран начала восстанавливаться, превзошла ожидания. Отчасти это было связано с оперативной реакцией правительств стран G20, на которые приходится львиная доля мировой экономики. В следующем году рост возобновится почти по всему миру. Хотя среди государств есть как передовики выхода из кризиса, так и аутсайдеры.
Россию кто только не ругал за чрезмерную сырьевую составляющую экономики. Общим местом стало утверждение о том, что Россия — нефтяная страна.
Если бы. Будь она действительно нефтяным государством, то, подобно Саудовской Аравии, она потеряла бы на нынешнем кризисе лишь немного и уже в следующем году вернулась к докризисным темпам роста. Увы, Россия оказалась ближе к Мексике — второй после России стране G20 по темпам падения экономики.
Остальные страны двадцатки упали не так глубоко. Причем, можно отметить группу стран, которые в период кризиса «оторвались» от преследователей в экономическом забеге. Китай, Индия и Австралия (единственная из устоявших развитых стран) продолжили развиваться, покуда остальные боролись с кризисом.
Борьба с кризисом по всему миру велась схожими методами. Но
Нерешительные или слишком прижимистые поплатились. Поддержка одной лишь финансовой системы оказалась недостаточно эффективной. Те же, кто не поскупился на налоговые стимулы и/или инфраструктуру, выходят из кризиса быстрей. Италия, страдающая от уже двухлетней рецессии, являет собой красноречивый пример того, что стало бы с другими странами, откажись они от стимулирования экономики. Да и Россию вполне можно использовать как учебное пособие.
В следующем году можно ожидать повсеместного (за исключением, пожалуй, лишь Испании) роста экономик G20. Но, судя по прогнозам, в следующие пару лет удачно пережившие кризис страны будут увеличивать отрыв от тех, кто пострадал больше: те потратили слишком много сил и средств на борьбу. В результате, им придется нести резко возросшее долговое бремя, латать дыры в бюджете (в том числе и за счет повышения налогов), справляться с ухудшившимся соотношением притока и оттока капитала.
Ну и конечно, их будет тяготить резко возросшая (и чаще всего продолжающая расти) безработица, которая в некоторых странах двадцатки зашкаливает уже за 20%.