В Москве стартовал процесс по громкому делу о вымогательстве 1 млн долларов и 1,5 млн евро у руководства Инкредбанка. Перед судом предстали четверо, в том числе сотрудники центрального аппарата МВД. Они свою вину не признают.
Председатель совета директоров ООО «Инкредбанк» Герман Горбунцов намерен взыскать с подсудимых причиненный ущерб. Фото: РИА НовостиВ Пресненском суде Москвы начался процесс по громкому делу о вымогательстве 1 млн долларов и 1,5 млн евро у руководства коммерческого банка «Индустриальный кредит» (Инкредбанк). На скамье подсудимых четверо. Это граждане Литвы, бизнесмены Вадимас Кастуевас и Александрас Байденко, а также сотрудники центрального аппарата МВД Дмитрий Целяков и Александр Носенко. Им вменяется мошенничество. По версии следствия, воспользовавшись возникшими у банка проблемами, аферисты предложили решить их за кругленькую сумму, но обещания не сдержали. Подсудимые свою вину отрицают.
Эта история началась весной 2007 года, когда Центробанк провел в Инкредбанке внеплановая проверку. В результате банку было вынесено предписание, согласно которому полномочия кредитной организации в сфере привлечения вкладов от граждан были приостановлены на несколько месяцев. Как следует из материалов дела, обеспечить решение возникших проблем с помощью «своих» людей из МВД председателю совета директоров Инкредбанка Герману Горбунцову предложил его давний приятель — президент Литовского футбольного клуба «Жальгирис» Вадимас Кастуевас. Обоих связывали не только деловые отношения — Кастуевас являлся клиентом банка и деловым партнером Горбунцова. Банкир был еще и крестным отцом одного из сыновей Кастуеваса. Горбунцов согласился, поручив вести все переговоры вице-президенту банка Петру Чувилину, курировавшему вопросы безопасности (в то время Чувилин также возглавлял хоккейный клуб «Спартак», — BFM.ru).
В августе 2007 года в ресторане гостиницы «Балчуг Кемпински Москва» состоялась первая встреча Чувилина с заместителем начальника 7-го отдела 10-го оперативно-розыскного бюро департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД майором Дмитрием Целяковым и оперуполномоченным по особо важным делам 4-го отдела 8-го ОРБ департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД майором Александром Носенко.
Последние оказались в курсе возникших у банка проблем. Оба участвовали в расследовании не одного громкого дела. Например, занимались оперативным сопровождением дела о незаконной банковской деятельности, по которому проходил бывший глава ВИП-банка Алексей Френкель, впоследствии осужденный за организацию убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Участвовали майоры и в деле владельца банка «Новая экономическая позиция» Бориса Сокальского, обвиненного в отмывание 71 млрд рублей.
Милиционеры заявили, что инициатором внеплановой проверки Инкредбанка являлся знакомый Германа Горбунцова, скандально известный финансист Евгений Двоскин (известный также под фамилиями Слуцкер, Альтман, Шустер, Козин, Лозин). Однако возникшие проблемы можно решить, если заплатить «кому надо» 1 млн долларов.
Горбунцов согласился.
В сентябре 2007 года Чувилин по поручению Горбунцова в два приема передал оговоренную сумму. Причем, по версии обвинения, оба раза валюту из офиса Инкредбанка на Большой Грузинской улице для милиционеров забирал Александрас Байденко — родственник и «правая рука» Вадимаса Кастуеваса.
Но несмотря на все заверения милиционеров в ноябре 2007 года у Инкредбанка отозвали лицензию на работу с физическими лицами. Чувилин потребовал вернуть деньги. Однако ему заявили, что в противном случае ситуация может стать еще хуже и банкиры вообще должны быть благодарны за то, что у Инкредбанка не отобрали лицензию на занятие банковской деятельностью.
В итоге, «переговоры» с Целяковым и Носенко пошли по второму кругу. В мае 2008 года они запросили за общее «покровительство» банку единовременный взнос в 1,5 млн евро, а также и ежемесячные платежи в размере 5 млн евро.
Чувилин сделал вид, что согласен, а сам по указанию Горбунцова обратился в ФСБ.
5 июня днем Байденко и Кастуевас в два приема забрали у Чувилина сначала 250 тысяч, а затем 350 тысяч евро. После этого их задержали. Деньги оказались меченными. Через несколько дней под стражу взяли Целякова и Носенко.
Всем четверым предъявили обвинение в мошенничестве (статья 159 УК) и в покушении на мошенничество (статья 30 и статья 159 УК). Следствие считает, что обещая решить проблемы Инкредбанка, они и не думали этим заниматься, а просто взяли деньги «под решение вопроса».
Подсудимые причастность к преступлениям отрицают. Так, на следствии Целяков и Носенко заявили, что расценивают привлечение к уголовной ответственности как провокацию. Байденко не отрицал, что по просьбе Кастуеваса забирал в Инкредбанке деньги, однако для чего они предназначались — не имел ни малейшего представления. В свою очередь, Кастуевас выдвинул версию о том, что Горбунцов просто вернул ему долг.
В суде подсудимые не признали свою вину и заявили, что дадут показания в конце разбирательства. Защитники Дмитрия Носенко Генрих Падва и Олег Асташенков считают, что предъявленное их клиенту обвинение «абсурдно и неконкретно». «Непонятно, за что именно милиционеры якобы требовали такие астрономические суммы — то ли за общее покровительство банку, то ли за невозбуждение уголовного дела в отношении его руководства, то ли за прекращение проверки ЦБ, а может, за то, чтобы замять ее последствия», — отметил в беседе с корреспондентом BFM.ru Олег Асташенков. Защитник Дмитрия Целякова Сергей Кухаренко, в свою очередь, обратил внимание на тот факт, что стражи порядка не были задержаны с поличным, а в ходе обыска у них ни на работе, ни дома денег так и не нашли. Адвокат Александраса Байденко Михаил Олейник считает, что в действиях его подзащитного вообще отсутствует состав преступления. «Байденко и раньше по просьбе Кастуеваса забирал в Инкредбанке различные суммы для осуществления коммерческой деятельности своего родственника и компаньона», — отметил он.
В настоящее время в суде идет допрос свидетелей, главным из которых должен стать Петр Чувилин. Глеб Горбунцов уже дал показания как потерпевший. Он подтвердил, что передал 1 млн долларов для решения возникших у банка проблем, причем это были его личные деньги. Банкир еще раз заявил о том, что намерен взыскать с подсудимых в солидарном порядке причиненный ущерб. Соответствующий иск в размере 1 млн долларов он предъявил к ним еще на стадии предварительного следствия.
Мария ЛОКОТЕЦКАЯ