Поиск Mail.Ru по заказу журнала «Финанс» и «Вестей FM» проанализировал статистику поисковых запросов, посвященных инвестициям и вложениям средств, и выяснил, какие финансовые инструменты более всего интересны пользователям.
Вопреки ожиданиям наибольшего внимания удостоились не вклады, а акции. Вероятно, пользователей воодушевил их стремительный рост в начале прошлого года и более умеренный во второй его половине. Самыми «запрашиваемыми» оказались акции «Газпрома» — ими интересовался примерно каждый шестой пользователь. Хотя бумаги «народного достояния» росли как раз медленнее рынка — за год на 71%. Другое дело — акции Сбербанка (этот эмитент на втором месте), особенно привилегированные — подорожавшие почти в восемь раз.
«Авторы» народных IPO — «Роснефть» и ВТБ — в рейтинге интернет-внимания заметно отстают. Зато в него попали акции компании, о которой молодые специалисты фондового рынка, возможно, даже не слышали — это «Гермес-союз». Группа «Гермес», широко рекламировавшая себя в эпоху ваучерной приватизации, давно развалилась, а акции некоторых ее структур все еще остаются в собственности россиян. И таких россиян много — как следует из отчетности «Гермес-союза» за третий квартал 2009 года, сегодня в реестре числится более 826 тыс. акционеров. Поэтому на интернет-форумах постоянно задают вопросы, что делать с бумагами этой компании. Порадовать нечем: выручка эмитента за 9 месяцев прошлого года составила всего 400 тыс. рублей, непокрытый убыток — 54 млн.
Вкладами интересовался почти каждый третий пользователь, обратившийся к поиску финансовых инструментов, а уже из них каждый пятый — предложением Сбербанка. То, что самый известный в России банковский брэнд оказался в лидерах — неудивительно. Смущает, однако, колоссальный отрыв от конкурентов. Скорее всего, большинство россиян либо не знают, либо не совсем понимают, что гарантии по депозитам граждан (на сумму до 700 тыс. рублей) распространяются в равной мере на все кредитные организации, входящие в Систему страхования вкладов.
В то же время аудитории поисковой системы нельзя отказать в «продвинутости» — инструментам более сложного срочного рынка пользователи уделяют почти столько же внимания, сколько и облигациям. А из долговых инструментов их почему-то особенно интересуют векселя.
Как показывает статистика, поисковый интерес к финансовым инструментам больше характерен для женщин, нежели для мужчин. Аффинити-индекс для прекрасного пола составляет 119 (за 100 берется средняя активность группы по всем запросам в поисковике), в то время как для мужчин он равен 78. Заметна разница в предпочтениях конкретных инструментов. Так, ПИФы привлекают больше внимания мужчин, а самым «женским» инструментом оказались облигации. Высокую активность к запросам о вложении средств показывают две возрастные группы: пользователи в возрасте 19—25 и 50—65 лет. Видимо, первые с энтузиазмом осваивают новые методы заработка и приумножения средств, тогда как вторые стараются распорядиться сбережениями.
«Ф.» совместно с Поиском Mail.ru продолжает выяснять финансовые предпочтения, интересы и настроения обитателей интернет-среды. Комментарии к исследованиям — по понедельникам в эфире радиостанции «Вести FM».