Минэкономики опубликовало законопроект, открывающий возможность проведения приватизации госимущества через избранные правительством юрлица. Таким образом, Белый дом начинает обсуждение широко распространенной в мире схемы приватизации госактивов через инвестбанки — впрочем, пока проект не ограничивает круг юрлиц, которые могут выступать приватизационными агентами правительства.
Минэкономики опубликовало проект поправок к закону «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон наделяет правительство правом передавать функции, необходимые для продажи госимущества, сторонним юрлицам на основании соответствующего договора. Предполагается также внести поправки в закон «О госзакупках» и «О защите конкуренции», избавив правительство от необходимости выбирать соответствующее юрлицо на конкурсной основе.
В Минэкономики пояснили, что поручение разработать законопроект, призванный повысить эффективность приватизации госимущества, было дано правительством еще в ноябре. В октябре правительство рассматривало возможность резкого расширения плана приватизации госимущества на 2010 год за счет стратегических предприятий для покрытия дефицита бюджета («Ъ» писал об этом 7 октября 2009 года, план приватизации на 2010 год утвержден правительством 30 ноября 2009). О том, каким структурам правительство намерено поручить приватизацию государственных активов, в декабре сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, приватизацию предполагается поручить крупнейшим инвестбанкам. «Это должна быть первая десятка банков с лучшей репутацией, к выбору которых у общественности не будет никаких вопросов»,— заявил господин Шувалов в интервью «Ъ». В Белом доме не исключают, что в число агентов могут попасть и иностранные инвестбанки. В законопроекте Минэкономики этот вопрос также не раскрывается.
По мнению экспертов, привлечение инвестбанков может свидетельствовать о готовности правительства к новой волне приватизации. «Это имеет смысл, если речь идет о приватизации крупных активов, которые в последний год-полтора перешли в государственную собственность в результате антикризисных мер правительства»,— полагает декан экономического факультета АНХ Александр Радыгин. Он напоминает, что о новой «большой приватизации» говорят уже больше года, но, по какому сценарию она пойдет, по-прежнему никто точно сказать не может. В самих инвестбанках законопроект оценили позитивно. «Это нормальная мировая практика, апробированная еще в 80-е годы в Великобритании»,— поясняет Антон Табах из «Тройки Диалог».
«Разумеется, продавать пакеты акций, особенно которые уже обращаются на вторичном рынке, инвестбанк будет гораздо эффективнее, чем государство. Что же касается первичного размещения, то трудно представить, как можно организовать его без инвестбанка»,— полагает Андрей Кузнецов из «Тройки». При этом аналитик полагает, что законопроект вряд ли свидетельствует о намерении правительства реализовать имущество, приобретенное в ходе кризиса: даже с учетом новых активов на балансах госбанков и госкомпаний государство приобрело «весьма немного», а закон «О приватизации» распространяется лишь на активы в собственности Росимущества. По мнению аналитика, по схеме андеррайтинга через инвестбанки могут приватизироваться в основном акции компаний транспортного сектора, например «Совкомфлота» и Новороссийского порта, а также госпакеты акций непубличных компаний,— доли в некоторых аэропортах, которые, как предполагается, будет выкупать мажоритарный собственник.
«Мы всегда поддерживали предложения об использовании инвестбанков. Это работа инвестбанков — продавать пакеты»,— заявил «Ъ» Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала». Он полагает, что законопроект Минэкономики не направлен на имущество, приобретенное госкомпаниями. По его словам, государство сознательно совершало эти сделки через госбанки, а не через Росимущество, чтобы не усложнять процедуру обратной продажи.
Эксперты подтверждают, что предложенная в законопроекте схема не исключает злоупотреблений. Так, в законопроекте говорится не об инвестбанках, а лишь о юрлицах: невозможно гарантировать, что правительство не начнет приватизировать активы через «сомнительные» структуры. Впрочем, в Минэкономики отмечают: законопроект к внесению в правительство может быть доработан.