Крупнейший эмитент кредитных карт в США, компания American Express (AmEx), сумела показать хорошую отчетность по итогам четвертого квартала прошлого года — ее прибыль утроилась по сравнению с аналогичным показателем за 2008 год. Продемонстрировать хорошие финансовые результаты AmEx сумела благодаря снижению объема просрочек платежей по картам.
Несмотря на тяжелую макроэкономическую ситуацию, руководство AmEx все же нашло способ приумножить прибыль. «Мы все еще сталкиваемся с высоким уровнем безработицы и снижением цен на рынке жилья, однако экономика страны и состояние нашей компании выглядят лучше, нежели год назад», — заявил глава AmEx Кеннет Шено. И действительно по итогам четвертого квартала 2009 года чистая прибыль компании превысила 715 млн долл. (годом ранее этот показатель составил 240 млн долл.).
Улучшить финансовую отчетность AmEx помогло решение повысить требования к заемщикам, в результате чего объем просрочек по выплатам кредитов сократился. В четвертом квартале компания списала лишь около 7% долгов, хотя в среднем по отрасли этот показатель составил около 10%. Положительная динамика в отношении возврата средств клиентами позволила AmEx почти вдвое сократить резервы на покрытие убытков — с 1,4 млрд долл. до 748 млн долл. Дополнительную поддержку оказал рост потребления в США. Согласно последним подсчетам, среднестатистический клиент AmEx в четвертом квартале потратил 3209 долл., что на 15% больше, чем годом ранее.
Стоит отметить, что оживление на рынке кредитных карт испытали и конкуренты AmEx. Так, чистая прибыль Capital One Financial в четвертом квартале достигла 375 млн долл., хотя годом ранее компания была вынуждена огорчить своих акционеров квартальным убытком в 1,45 млрд долл. Тем не менее процент просрочки среди клиентов Capital One не такой хороший, как у AmEx, — 9,5%.
Эксперты полагают, что, несмотря на некоторое оздоровление, рынок кредитных карт еще долго будет испытывать проблемы с неплатежами, чему виной служит крайне высокий уровень безработицы. «Статистики уже давно заметили, что график неплатежей по кредитным картам точно повторяет кривую безработицы. Ну а, согласно данным ФРС, уровень безработицы, как и объем просрочек по кредитам, почти не изменились за последние полгода», — сказал РБК daily пресс-секретарь Американской банковской ассоциации Питер Гаруччио. Относительно низкий процент невозвратов в случае с AmEx он объяснил тем, что уровень платежеспособности клиентов компании традиционно более высок по сравнению с другими системами. Еще несколько десятилетий назад получить карточку American Express могли себе позволить лишь весьма состоятельные американцы.
Евгений БАСМАНОВ