Сегодня стали известны некоторые подробности относительно того, как именно может быть организована работа Федерального почтового банка, о создании которого (на базе Связь-банка и ФГУП «Почта России») было объявлено в конце прошлого года. У банка может быть несколько типов отделений. Об этом сообщил заместитель генерального директора «Почты России» Игорь Мандрыкин.
«В настоящее время предпринимается не первая попытка создать банк на базе филиальной сети «Почты России», — сообщил Игорь Мандрыкин. «Тема эта — не новая, но все прошлые попытки не увенчались успехом», — признал он. Нельзя назвать успешным, по его словам, и опыт совместной работы «Почты России» с рядом банков в качестве агента по предоставлению финансовых услуг населению. «В то же время задача обеспечить жителям всех уголков России доступ к финансовым услугам остается актуальной, поэтому банк создавать нужно», — заявил Мандрыкин. Он подчеркнул, что «Почта России» совместно с ВЭБом ведет активную работу в этом направлении. График мероприятий по реализации проекта запланировано разработать уже к 1 апреля этого года.
Ранее сообщалось, что для того, чтобы войти в капитал банка, «Почте России» надо будет акционироваться. «Но обсуждается и такой вариант, по которому «Почта России» могла бы выйти в капитал банка в качестве ФГУПа, как исключение из правил», — сказал Игорь Мандрыкин.
Практика одного окна
По словам Мандрыкина, предполагается, что у федерального почтового банка будет несколько типов банковских отделений. Более 30 тыс. отделений «Почты России» (из 42 тыс.) расположено в сельской местности. И там банк будет работать на особых условиях: сотрудники почты там одновременно будут сотрудниками банка. «В более или менее крупных городах функции банка и почты будут разведены. Проще говоря, в городах в отделениях «Почты России» окошек для обслуживания клиентов будет несколько — отдельно банковские и отдельно почтовые. В сельской местности и банковские услуги, и почтовые будут осуществляться, что называется, в одном окне.
Почта надеется на дивиденды
Одновременно в «Почте России» высказывают надежду, что создание на основе ее сети банка увеличит доходы и самой почты, расширив перечень предоставляемых ею услуг и сделав, по словам Мандрыкина, оплату за них более адекватной рыночным условиям. В настоящее время ФГУП предоставляет гражданам, по сути, две финансовые услуги — выплату пенсий и прием некоторых платежей. «После того как тарифы по пенсиям в прошлом году были снижены, почта осталась без существенной части своих доходов, — признался замгендиректора ФГУП. — Это принесет «Почте России» в 2010 году убыток в 12 млрд рублей, тогда как средний доход предприятия за год составляет 100 млрд рублей». По его словам, с появлением банка ситуация должна измениться, и почта будет активно включена в процесс предоставления финансовых услуг населению. На вопрос корреспондента GZT.RU о том, начала ли «Почта России» процесс обучения персонала в преддверии перемен, он ответил, что пока нет, заметив, однако, что некоторые сотрудники ФГУПа тем не менее прошли обучение, поскольку финансовыми услугами почта все же занимается. На вопрос о том, когда банк появится в каждом почтовом отделении России, Игорь Мандрыкин ответил, что, «скорее всего, не раньше чем через пять лет».
Елена МЕЛЬНИКОВА