Средние банки в этом году будут главными игроками рынка M&A в финансовом секторе. Однако до сих пор редкое объединение кредитных организаций можно было счесть удачным.
«Достичь ожидаемого эффекта от объединения МДМ с Урса-банком не удалось, — уверяет собеседник «Ф.» в одном из крупнейших банков. — Игорь Ким в частных беседах признает, что не получил той синергии, которая появлялась у него при слиянии небольших кредитных организаций».
Статистика безжалостна к владельцам бизнеса — согласно опросу PricewaterhouseCoopers (PwC), от 20 до 50% всех сделок M&A не достигают поставленных целей по причине неэффективной интеграции. В банковском секторе этот процент еще выше, признают эксперты. Добиться желаемого результата при слиянии крупных «Урса» и МДМ не удалось даже при том, что совладелец объединенной структуры Игорь Ким — искушенный игрок рынка M&A. За несколько лет он объединил пять региональных кредитных организаций в рамках своего банковского холдинга. Но «поход на Москву» получается не слишком триумфальным. В частности, объединенный МДМ-банк даже не вошел в топ-10 по активам, хотя первоначально предполагалось, что в первую десятку он ворвется уверенно. На 1 декабря 2009 года кредитная организация с 377,4 млрд рублей работающих активов занимала 13-е место, уступая на подходе к топ-10 Промсвязьбанку и «Уралсибу». «Слияние — сложный процесс. Примеров успешных слияний крайне мало, а в банковском секторе особенно, — говорит партнер инвесткомпании Aquila Capital Group Максим Кравченко. — При смене власти далеко не всегда можно обеспечить, чтобы ничего не «расплескалось» — уходят ключевые клиенты, выводятся активы, меняется команда».
По словам экспертов, одной из причин не слишком удачного объединения крупных банков стал как раз исход топ-менеджеров МДМ. Теперь его бывшие сотрудники активно участвуют в еще одном проекте M&A — объединении инвестбанка «Открытие» с санируемыми кредитными организациями «Открытие» (до санации — Русский банк развития) и «Петровский» (до санации — ВЕФК). Так, летом 2009 года председателем правления КБ «Открытие» стал бывший начальник департамента финансовых рынков МДМ Василий Заблоцкий, по некоторым данным, оперативно заменивший руководителей ряда филиалов кредитной организации на выходцев из МДМ. Финансовым директором стала Вера Илюшина, ранее занимавшая должность начальника департамента аналитики и бюджетирования в МДМ. Кроме того, в декабре прошлого года коллективу банка «Петровский» был представлен будущий предправления Андрей Атамась, также работавший в МДМ.
Поглощающие надежды
«Возможность слияния рассматривают многие банковские группы, в которые входят
Если раньше при объединении банков главной целью владельцев было увеличение стоимости банка при будущей продаже, то сейчас — это реструктуризация, оптимизация существующего бизнеса, отмечает партнер ФБК Алексей Терехов. Однако и здесь все не просто. Основные проблемы любого слияния, по мнению предправления ФК «Открытие» Михаила Беляева, лежат в плоскости работы с персоналом, интеграции IT-систем и бизнес-процессов. «Кредитные организации больше других подвержены динамике и изменению рисков, поэтому число неудачных сделок M&A в банковском секторе выше среднего, — считает Алексей Терехов. — В процессе «совместной жизни» могут возникать проблемы — как с точки зрения увеличения капитализации, так и с точки зрения реализации намеченной стратегии развития».
«Приобретения разрушают стоимость, если покупатель переплачивает за возможный синергетический эффект, — уверяет Динара Баязитова из университета Северной Каролины, занимающаяся изучением сделок M&A. — Переплата может быть обусловлена неверными управленческими задачами вкупе со слабым корпоративным управлением и чрезмерной самонадеянностью топ-менеджеров». Похожие ошибки совершают и в России. «Разочарование возникает тогда, когда новый собственник в процессе переоценки активов понимает, что инвестиционные затраты оказались дороже преимуществ, полученных в результате сделки», — считает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Неспособность глубоко изучить бизнес поглощаемой или присоединяемой организации — одна из главных проблем российских M&A. Как следствие, владельцы бизнеса и топ-менеджеры делают неправильные выводы о возможностях использования присоединяемого банка в стратегии развития, считает Алексей Терехов. Так, по мнению экспертов, было почти со всеми покупками российских кредитных организаций иностранцами, совершенными на пике стоимости.
Тест на совместимость
«Объединение с «Петровским» никак не повлияет на устойчивость всей финансовой корпорации, поэтому вам опасаться нечего», — терпеливо объясняет клиенту сотрудник одного из отделений банка «Открытие» на юге Москвы. Клиент встревожен — еще несколько месяцев назад на фасаде отделения висела вывеска РБР, потом «Открытие», а теперь, как он прочитал в интернете, снова
Пока именно объединение банков финансовой корпорации «Открытие», а также «Траста» с ВБРР и банком «Дальневосточный» претендуют на статус самых громких банковских слияний 2010 года. «Сегодня процесс объединения банков находится в стадии переговоров, — говорит Михаил Беляев. — Уже принято решение о консолидации КБ «Открытие» с ИБ «Открытие», которая по плану должна состояться в течение шести месяцев». Однако переговоры с Номос-банком о выходе из капитала «Петровского» (у «Номоса» там 25%), по его словам, еще не завершены.
Объединение позволит корпорации диверсифицировать бизнес и вплотную приблизиться к топ-30 российских банков. На 1 декабря 2009 года сумма активов КБ «Открытие» и «Петровского» составляла 128,7 млрд рублей, что соответствует 31-му месту. Правда, необходимо учесть, что активы «Петровского» (92,5 млрд) более чем наполовину проблемные, их планирует выкупить АСВ, сейчас проводится оценка справедливой стоимости. Да и вообще, «механическое» сложение активов дает очень приблизительный результат. «При объединении банковского бизнеса «Открытия» с банком «Петровский» у нас появляется возможность быстрого увеличения объема продаж продуктов, по сути, универсального банка, — объясняет Михаил Беляев. — За 2009 год была разработана и внедрена широкая линейка продуктов, включающая различные виды кредитов, депозитов, инвестиционных продуктов. Их продажи — основная задача 2010 года». Аналитики считают, что «Открытие» получает неплохую филиальную сеть, но «для полного счастья» необходимо завершить процесс очистки баланса, после чего докапитализировать банк, что может стать непростой задачей в нынешних условиях.
Подготовительная работа происходит и в принадлежащем «Роснефти» Всероссийском банке развития регионов (ВБРР), президент которого Дмитрий Титов в январе ушел в отставку. На его место назначен член набсовета банка Григорий Курцер. Эксперты предполагают, что кадровые перестановки предвосхищают объединение ВБРР с банками «Траст» и «Дальневосточный» (последний также принадлежит нефтяной компании). «Эта сделка больше похожа на продажу бизнеса «Траста» «Роснефти», — считает Виктор Четвериков,— так как все мы помним конфликт между банком и компанией
Несмотря на то что бизнес ВБРР и «Дальневосточного» сильно отличается от бизнеса «Траста», примеры схожих объединений есть. Виктор Четвериков в этой связи называет слияние банков «Уралсиб», «Никойл» и Автобанк. «Думаю, ВБРР может трансформироваться в подразделение, обслуживающее корпоративных клиентов объединенного банка, — считает эксперт. — Основная специализация ВБРР — обслуживание некоторых проектов «Роснефти» и сервисных компаний. При этом основные счета компании всегда были открыты в крупных госбанках». У НБ «Траст» история другая: инвестбанк не вовремя был реорганизован в универсальный — грянул кризис, который больше других сказался на универсальных кредитных организациях.
При объединении с «Трастом» слабые стороны ВБРР в виде высокой концентрации на отдельных клиентах в кредитах и депозитах, по словам аналитиков, могут превратиться в достоинство — главная привлекательность банка именно в крупных партнерах («Роснефть» и ее дочки). Сейчас у НБ «Траст», несмотря на хорошую сеть и диверсификацию бизнеса по продуктам и регионам, по мнению аналитика Moodys Евгения Тарзиманова, слабая база фондирования и высокая зависимость от средств ЦБ в пассивах, концентрация рисков в кредитах и депозитах, а также скромная доходность. По сути, «Роснефть» покупает универсальный банк. Правда, его рейтинг, видимо, окажется существенно ниже, чем у ВБРР. Рейтинг «Траста» по шкале Moodys сейчас — Caa1, у банка «Роснефти» на шесть ступеней выше — Ba1, отмечает Евгений Тарзиманов. Зато объединенный банк (суммарные работающие активы на 1 декабря 2009 года — 182,9 млрд рублей) мог бы занять место в самом начале третьего десятка банков, сразу за спиной «Сити».
В 2010 году именно средние банки будут активны в сделках M&A, считает Виктор Четвериков. По его словам, сейчас владельцы кредитных организаций при рассмотрении потенциальных объектов для покупки или слияния рассчитывают купить именно капитал, а не клиентов. «В этом году мы еще увидим много интересного», — уверен Виктор Четвериков.
Финансовые показатели кандидатов на слияние
ИБ «Открытие» | КБ «Открытие» |
Банк
«Петровский» | Банк «Траст» | Банк «Дальневосточный» | ВБРР | |
Работающие активы, млрд руб. | 17,01 | 36,20 | 92,56 | 119,32 | 22,52 | 41,09 |
Динамика, % | 4,00 | 2,64 | 4,33 | 68,42 | 2,97 | 10,28 |
Капитал, млрд руб. | 3,17 | 5,30 | 1,53 | 16,63 | 2,54 | 3,19 |
Динамика, % | 28,76 | 20,73 | 425,02 | 23,82 | -2,72 | 14,77 |
Рейтинг надежности «Ф.» |
Александр ЗАРЩИКОВ