Политики так резко критикуют банки, что участники экономического форума в Давосе опасаются, что реакция на кризис будет слишком резкой и принесет больше вреда, чем пользы.
Глобализация должна быть для людей«, «Повернуть экономику лицом к человеку — вот вопрос XXI века» — с такими лозунгами обратился к участникам 40-го Всемирного экономического форума президент Франции Николя Саркози.
В течение почти часа Саркози, официально открывавший юбилейный форум, бичевал современный капитализм. Было нормой играть с деньгами людей и получать сверхприбыли, не создавая рабочих мест. Банкиры забыли, что их функция — кредитовать реальный бизнес, а не спекулировать ценными бумагами, не показывая эти операции в балансах. Все это было возможно благодаря негодным правилам бухгалтерского учета. Все считали, что рынок всегда прав и никаких других факторов не следует принимать в расчет. Это далеко не полный перечень претензий, выдвинутых Саркози к современной модели капитализма.
«Те, кто дает рабочие места, должны много зарабатывать — их ответственность высока, а те, кто уничтожает, не должны» — на этих словах французского президента в зале раздались аплодисменты.
Ведущие мировые экономисты с подозрением относятся к призывам политиков. Доверие к рынкам упало и это может стать основой новой политики, как будто ожидая бури от Саркози, начал утреннюю сессию Рагурам Раджан, профессор Чикагской школы бизнеса. Он предупреждает: опыт Исландии и других пострадавших от кризиса стран задает крайне вредную установку даже в развитых странах, например в Британии. Отношение к финансовому сектору как к неконтролируемой силе, которая может обрушить всю экономику страны, заставляет правительства идти по популистскому пути, концентрируясь на бонусах или размере банков. Это явный намек на обнародованный на прошлой неделе план президента США Барака Обамы (см. врез).
Мир нуждается в качественном регулировании, предупреждают экономисты и просят банкиры. «Единственное, о чем я прошу, — чтобы регулирование было скоординировано крупнейшими экономиками мира», — обратился к политикам президент британского банка Barclays Роберт Даймонд.
Последствия кризиса не были достаточно жесткими, чтобы заставить политиков действовать, считает экономист Нуриэль Рубини, предсказавший глобальный кризис. «Я опасаюсь не чрезмерного регулирования, о котором так много говорят, а возвращения к старому, к тому, с чего все начиналось: к пузырям на рынках — в частности, на рынках биржевых товаров, к самоуспокоенности на развивающихся рынках», — заявил он.
Ведущие экономисты мира опасаются двух крайностей: чрезмерной политической суеты, которая принесет больше вреда, чем пользы, и неготовности правительств пойти на действительно необходимые и непопулярные реформы.
Обама слишком торопится с реформой банков и оттого она окажется слишком слабой, считает знаменитый инвестор Джордж Сорос.
«Думаю, что некоторые банки выделят свои инвестиционно-банковские подразделения в отдельный бизнес, но эти инвестбанки останутся существенными и они будут слишком большими, чтобы позволить их крах», — заявил Сорос.
Если в прошлом году банкиры были в растерянности, то теперь они защищаются. Во всяком случае те немногие из глав крупных финансовых институтов, которые приехали на нынешний форум. Важнейший предмет споров — банковская реформа, разрабатываемая в США по инициативе президента Барака Обамы. «Если мы ограничим размеры банков, последствия этого шага для создания рабочих мест и глобальной экономики будут негативными, — сказал Даймонд на сессии, посвященной финансовым рискам. — Определить, что такое собственные финансовые операции (которые предлагается запретить), и отделить их от операций, осуществляемых от имени клиентов, невозможно». Предложенные реформы политически выгодны руководству США, но это вряд ли можно считать хорошей политикой, написал в своем комментарии влиятельный обозреватель Financial Times Мартин Вулф.
Лидеры финансовой индустрии и нынешняя администрация входят в период конфронтации, немыслимой еще год назад. «Если эти люди хотят конфликта, это конфликт, в который я готов вступить», — заявил Обама в интервью Associated Press, разъясняя свою позицию по отношению к инвестиционному и банковскому сообществу. Барни Фрэнк, председатель комитета палаты представителей конгресса США по финансовым услугам, заявил вчера, что план, предложенный Обамой, может стать законом в течение нескольких месяцев.
План Обамы
Ограничить размер банков, чтобы не оказывать им вынужденную поддержку по принципу «слишком большой, чтобы рухнуть». Запретить банкам, принимающим депозиты, инвестировать в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций и владеть ими, а операции с ценными бумагами проводить только по поручению клиентов.
Елизавета ОСЕТИНСКАЯ, Максим ТРУДОЛЮБОВ