40-й экономический форум, похоже, принесет банкирам одни разочарования. Меры президента США Барака Обамы по разукрупнению финансового сектора по другую сторону Атлантики были восприняты с пониманием — накануне форума об этом заявил глава ЕЦБ Жан-Клод Трише. И хотя европейские регуляторы пока не готовы калькировать шаги американских коллег, банковское лобби оказалось в растерянности. Это было ясно по тому, что «единый фронт» против предлагаемых преобразований представители финансовой сферы создать не смогли.
Первый день международного экономического форума в Давосе ознаменовался обсуждением одного из самых спорных вопросов, касающегося предложения президента США Барака Обамы по реформированию банковской сферы.
На прошлой неделе президент США Барак Обама заявил, что намерен быть последовательным в борьбе с «жирными котами с Уолл-стрит»: «Никогда больше американские налогоплательщики не станут заложниками банков, которые «слишком большие, чтобы рухнуть» (too big to fail)», — предупредил Барак Обама. В числе конкретных мер президент США назвал ограничение банковских операций и лимита роста для крупных финансовых корпораций.
Вместе с тем накануне форума президент Европейского Центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише в интервью The Wall Street Journal высказал свое отношение к предложенным Бараком Обамой реформам. Так, Трише считает, что подход со стороны европейских монетарных властей должен быть «ограниченным». Кроме того, глава ЕЦБ призвал избегать перекосов в реформировании банковской сферы по обе стороны Атлантики.
Вместе с тем Трише не отрицает необходимость реформ. «Они направлены в ту же сторону, что и наши, а именно к тому, чтобы заставить банковский сектор сосредоточиться на финансировании реальной экономики, что является их главной ролью», — подчеркнул глава ЕЦБ.
Кассандра Давоса
Обсуждение реформирования банковской сферы состоялось на сессии «Новые стандарты для роста мировой экономики». Один из участников дискуссии — Нуриэль Рубини, которого на нынешнем форуме окрестили «Кассандрой Давоса» за предсказанный в 2007 году кризис в мировой экономике, поддержал идеи Обамы. «Я полагаю, претворение в жизнь этого плана позволит банковскому сектору развиваться в правильном направлении, однако этого недостаточно», — цитирует Рубини WSJ. Экономист призвал вернуться к Закону Гласса-Стигала (Glass-Steagal Act), принятого после Великой депрессии в 1933 году.
Закон Гласса-Стигала
Меры, предусмотренные Законом Гласса-Стигала (Glass-Steagal Act), были направлены простив спекуляций на банковском рынке. В частности, вплоть до отмены этого акта в 1999 году существовало разделение на коммерческие и инвестиционные банки. Кроме того, закон предусматривал серьезное наказание за злоупотребление служебным положением.
Рубини не смог обойти проблему баснословных бонусов в банковской сфере. По оценкам экономиста, банки вернулись к обычной бизнес-деятельности, одновременно с этим вновь стали выплачиваться неадекватные вознаграждения банкирам.
По мнению профессора Чикагского университета Рагурама Раджана, проблема «слишком большие, чтобы рухнуть» — только вершина айсберга. Вместе с тем Раджан считает, что предложенные меры могут привести к еще большей неразберихе.
Второй волны не будет
По прогнозам Рубини, второй волны кризиса ожидать не следует, напротив, в 2010 году экономике был дан хороший старт. Однако во второй половине 2010 года возможно ухудшение ситуации, которое будет вызвано сворачиванием стимулирующих мер правительствами.
Позиция банкиров
Глава британского банка Barclays Роберт Дайамонд предупредил, что планы Барака Обамы по ограничению размеров банков могут обострить проблему безработицы, снизить обороты мировой торговли, замедлить восстановление экономики после кризиса. Выступая на форуме, Дайамонд напомнил, что появление больших, интегрированных и универсальных банковских институтов стало своеобразной приметой посткоммунистического развития финансовой системы.
«Они [крупные банки] выполняли важнейшую функцию, помогая правительствам и крупным корпорациям диверсифицировать риски, в частности связанные с деятельностью в других странах», — цитирует банкира британская газета Guardian.
«Нам необходимо совершенствовать банковское регулирование, но абсолютно не требуется вводить новые регулятивные меры», — цитирует BBC председателя правления Lloyds лорда Питера Левена. По его мнению, ужесточение правил в США и Великобритании приведет к тому, что бизнес будет «перетекать» в другие финансовые центры, такие как Сингапур, Шанхай, Цюрих.
Глава Deutsche Bank Джозеф Акерман считает, что если правительства будет слишком рьяно давить на рынки, то в проигрыше окажутся все без исключения.
«Маятник может качнуться слишком сильно», — цитирует предупреждение Акермана The Associated Press. По мнению банкира, введение согласованных и универсальных правил является непреложным условием восстановления мировой экономики.
«Поможет ли восстановлению экономики, если крупные банки будут раздроблены?» — задает вопрос глава британского Standard Chartered Bank Питер Сэндс. Банкир считает, что «нет» — единственный беспристрастный ответ на этот вопрос. «Ставки слишком высоки, и даже небольшая оплошность может задушить восстановление», — пояснил Сэндс, предупредив, что ухудшение ситуации может спровоцировать вторую волну кризиса.
Жадность погубит
Нашлись среди прибывших в Давос финансистов и те, кого не устраивает нынешний порядок вещей. По мнению главы норвежского производителя удобрений Yara International ASA Йорген Оле Хаслестада, жадность стала своего рода «приметой времени». «В некоторых финансовых организациях было много денег, которые раздавались молодым сотрудникам, не сделавшим ничего для компании», — посетовал участник форума.
Глава финансового комитета нижней палаты конгресса США Барни Франк, выступая на сессии «Следующий глобальный кризис», заявил, что введение новых правил — «хорошая идея». Так, по мнению Франка, если Лондон и Вашингтон договорятся о применении дополнительных регулирующих мер, это станет огромным шагом на пути предупреждения финансовых кризисов в будущем. «Хватит играть друг с другом в дочки-матери», — призвал Барни Франк.
«Лично я считаю, что основной причиной кризиса является слабость системы регулирования, поэтому меры в этом направлении принять необходимо. Вместе с тем вопрос, насколько нужно ужесточать меры регулирования, пока остается открытым», — комментирует дискуссию в Давосе глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. По его мнению, США не случайно именно сегодня заговорили об опасности совмещения инвестиционных и расчетных операций банков. «По существу, это напоминание всем остальным странам, что совмещение консервативных процедур по расчету и хранению тех же вкладов с рискованными банковскими операциями, инвестиционными по смыслу, тем более с производными, недопустимо».
Виктор Плескачевский считает, что вполне понятно, почему банкиры в Давосе кричат о том, что ужесточение регулирования финансовой системы будет сдерживать развитие экономики. «Но они забывают добавить, что дополнительные меры будут сдерживать риски возникновения очередного кризиса», — говорит Плескачевский.
Что касается России, то, по словам эксперта, в ближайшее время подобные дилеммы перед отечественным банковским рынком не возникнут. В частности, структура российского финансового рынка не соответствует мировой. Если, к примеру, в США совокупный капитал фондов только открытого типа в четыре раза выше совокупного капитала банков, то в России из всего объема активов 90% — это банковский капитал. «По причине этого огромного перекоса, я подозреваю, ничего особенного не произойдет в России», — подчеркнул Плескачевский.
Наталья ГОВОРОВА