На пути России во Всемирную торговую организацию (ВТО), по которому страна движется уже второй десяток лет, по-прежнему стоит Вашингтон. Эту печальную новость председателю правительства Владимиру Путину вчера сообщил первый заместитель Игорь Шувалов. «Основные разногласия у нас остаются с США по вопросам, которые известны. Их не становится ни больше, ни меньше», — заявил он. При этом чиновник возложил на США ответственность за фактическую заморозку переговорного процесса, хотя спровоцировало ее неожиданное решение самой России отказаться от прямых переговоров по ВТО и вступать туда таможенным союзом.
По словам г-на Шувалова, российская сторона готова предложить развязки по всем спорным вопросам. «К сожалению, до настоящего времени со стороны наших американских партнеров не последовало шагов к тому, чтобы мы искали такие развязки. Пока нам не предложено, каким образом мы будем вести переговоры», — пожаловался начальнику первый вице-премьер. Он напомнил, что по поручению премьера выезжал в сентябре прошлого года в США и встречался с американской администрацией. «Мы заявили, что уровень переговорщиков-экспертов в настоящий момент уже недостаточен. Они весь свой ресурс выработали. Необходимо поднимать переговоры по конкретному направлению, то есть по поиску компромиссов, на уровень политического руководства», — сказал г-н Шувалов.
Видимо, он намекал на то, что в США на переговоры следует выехать самому Владимиру Путину, сменив бессменного переговорщика Максима Медведкова, представлявшего ранее одну Россию, а теперь таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
Следует напомнить, что г-н Шувалов не в первый раз жалуется на контрпродуктивную деятельность Соединенных Штатов. «Насколько быстро американская администрация будет готова поддержать нас в наших намерениях, настолько быстро мы будем готовы этот процесс завершить», — говорил Игорь Шувалов в июле прошлого года в интервью агентству Dow Jones и газете Wall Street Journal. «Позиция американской стороны по вступлению России в ВТО должна выразиться в конкретных действиях, а не оставаться декларацией о намерениях еще на неопределенный срок», — полагал он.
Интересно, что из выступления г-на Шувалова, отвечающего в правительстве за это направление, так и нельзя было понять, Вашингтон все же возражает против вступления в ВТО одной России или вместе с товарищами по таможенному союзу. «Мы считаем, что у нас осталось небольшое количество разногласий с нашими основными партнерами по ВТО, разрешив которые мы могли бы значительно продвинуться в рамках нашего переговорного процесса по вступлению», — сказал первый вице-премьер, подтвердив, что страны таможенного союза «будут стремиться к вступлению в ВТО на единых позициях». При этом даже человеку, весьма далекому от переговорного процесса, очевидно, что у Москвы одно количество разногласий с членами международного торгового клуба, у Астаны — другое, а Минск, по сути, переговоры даже не начинал. Владимир Путин вчера загадочно отметил, что «судя по всему, наши переговорщики без работы не останутся, но работу нужно продолжить». Также не конкретизировав, идет речь о совместном вступлении в ВТО или раздельном.
При этом большинство экспертов изначально сходилось во мнении, что сама идея тройственного вступления в ВТО была придумана для того, что подтолкнуть ведущих игроков принять Россию без осложнений. Однако долгожданного вступления до 1 января этого года (официальной даты формирования таможенного союза) не произошло. И теперь Москве предстоит найти новые весомые аргументы, почему ее все-таки должны принять в международный торговый клуб в составе таможенного союза. Случаев коллективного вступления история ВТО пока не знает.
Вера СИТНИНА