Открывая работу Всемирного экономического форума в Давосе, французский президент Николя Саркози заявил о безоговорочной поддержке жестких предложений президента США Барака Обамы по ограничению спекулятивной деятельности крупнейших западных банков, на спасение которых во время кризиса государства направили сотни миллиардов долларов. Применительно к России, по мнению экспертов, эти инициативы неактуальны. И нашей стране, скорее всего, уготована роль статиста в мировой финансовой войне. Тем не менее в случае оттока спекулятивного капитала с рынка нефти российская экономика пострадает одной из первых.
Союз Николя Саркози и Барака Обамы, заключенный во имя борьбы с вольницей, царящей сегодня в западной банковской системе, обернулся расколом Давосского экономического форума. Представители финансовых кругов пытаются доказать неприемлемость навязываемых им новых правил работы банковского сектора. Им противостоит солидарная позиция правительств ряда государств Запада, решивших выступить в этой борьбе единым фронтом.
Первую скрипку в Давосе сыграл глава Франции, заявивший на открытии форума, что в период значительной депрессии последних двух лет без вмешательства со стороны государств рухнуло бы все. «Это факт, идеологии здесь ни при чем. Если мы не сделаем выводов, мы будем безответственными людьми. Прежнее видение мира провалилось. С того момента, как пришла идея, что рынок всегда прав, глобализация взбесилась», — подчеркнул Саркози.
При этом львиную долю претензий он адресовал банкирам, которые не извлекли должных уроков из финансового кризиса. Французский президент выдвинул, по сути, ультиматум. «Если мы не вмешаемся через governance (власть, управление), то наша система будет сметена новыми экономическими и политическими кризисами, вихрем протекционизма», — предупредил Саркози. Таким образом, Франция официально поддержала «план Уолкера», объявленный несколько дней назад Белым домом, который предполагает запрет крупным кредитным институтам оперировать своими средствами на бирже и иметь хеджевые фонды.
В свою очередь, руководители ряда крупнейших западных банков — Lloyds, Barclays и т. д. — раскритиковали намерения госструктур поставить под контроль банковский сектор, который, с их точки зрения, не нуждается в госрегулировании и господдержке. Однако эта позиция, похоже, становится немодной. В частности, экономист Нуриэль Рубини, три года назад в Давосе предсказавший нынешний экономический кризис, горячо поддержал позицию французского президента. «Впереди нас ждут медленное восстановление и годы слабого роста, если вообще не новая рецессия», — предупредил он.
По мнению российских экспертов, для нашей страны война западных правительств с банкирами не очень актуальна и каких-то роковых последствий скорее всего не последует. «Банковская система России далека от совершенства», — говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Однако кризис — не самый подходящий момент, чтобы пытаться привести ее в порядок, полагает эксперт.
«Мне кажется, что в наезде на банкиров есть доля истины, но есть и доля политики», — считает бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. Общественное мнение в США и Франции недовольно огромными суммами, потраченными правительствами на спасение банковской системы. Банки, используя средства господдержки, несмотря на кризис, сумели прилично заработать, и топ-менеджерам были начислены причитающиеся им по контрактам бонусы. То, что предлагается Обамой и Саркози, в понимании Алексашенко, «показательная порка банков», которая, однако, ни к каким серьезным переменам не приведет. Ну а российскую банковскую систему эта кампания вообще может не коснуться. При этом эксперт сослался на заявление главы Сбербанка Германа Грефа о том, что требования, предъявляемые к своим банкам властями некоторых стран Запада, к России неприменимы.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин убежден, что каких-то последствий для российской экономики от инициатив президентов США и Франции не наступит. В том числе и для российских банков. «Мы слабо вписываемся в мировую банковскую систему. Наши банки, за исключением Сбербанка, ВТБ и ВЭБа, мизерны», — отметил эксперт. Единственно, чем, по его мнению, могли бы заняться власти России, так это исключить возможность отмывания денег российскими банками. Впрочем, до этого тоже дело не дойдет, убежден Делягин. Правительство и финансовые власти страны боятся, что это приведет к панике среди вкладчиков, массовому изъятию депозитов и кризису отечественной банковской системы.
Впрочем, некоторые эксперты уверены, что отголоски «войны с банками» наверняка затронут и Россию. В случае оттока международного спекулятивного капитала, например, с мирового рынка нефти российская экономика пострадает самым серьезным образом.
Игорь НАУМОВ