1 февраля истек срок, который президент Дмитрий Медведев отвел правительству на подготовку законопроекта о национальной платежной системе — то есть о нашем аналоге Visa и MasterCard. Но в Министерстве финансов, где последние месяцы кипела активная работа в этом направлении, документ подготовить не успели. «Известия» выясняли почему.
Когда мы расплачиваемся пластиковой картой, наши платежи идут через расчетный центр в Брюсселе (если карточка «подключена» к Visa) или через Ватерлоо в Бельгии (если к MasterCard). Есть легенда, рассказал «Известиям» один из авторов законопроекта, как агент ФСБ, будучи на задании в Сочи, пользовался картой. И
Но соображения безопасности столкнулись с реалиями экономики. «Игрушка» получилась дорогой (насколько — никто не готов сказать), да и идея оттеснить международные платежные системы не понравилась ни этим системам, ни нашим банкирам.
В результате документ увяз в дискуссиях. Его переписали уже несколько раз. Первые варианты были «чудовищными», делится участник процесса. «Не знаю, когда он поступит к нам, — говорит «Известиям» источник в Думе, — ведь прежде он должен получить добро от правительства, Минфина. Одобрения пока нет. Несколько дней назад в Минфине прошло очередное совещание, проект, на мой взгляд, стал лучше, но ясности по срокам не появилось». В министерстве «Известиям» 1 февраля сообщили, что пока не знают точных сроков внесения документа в Думу.
Что планируется? Каждому гражданину России дадут пластиковую карту. Ею можно расплачиваться в магазинах. Но также в ней будут забиты ваши паспортные данные, ИНН, данные о прописке, имуществе. Если вам нужно получить какую-то справку, вы просто даете оператору свою карту, устройство считывает данные: ксерокопии, заверенные нотариусом, не нужны. Просто? Безусловно. Столь же просто узнать, как вы платите налоги.
Карточка будет работать и за рубежом. Для этого на карте рядом с логотипом национальной платежной системы поставят знаки Visa или MasterCard. В российском представительстве Visa «Известиям» 1 февраля не смогли пояснить, как это будет выглядеть. Но факт: все персональные данные останутся в России, в Брюсселе никогда не узнают ваш ИНН и номер автомобиля. Знать это будет лишь российский оператор системы. Им будет скорее всего некая новая структура. Ранее хотели учредить госкорпорацию, потом власти к этой идее охладели, теперь на роль оператора прочат Внешэкономбанк или Центробанк.
Сколько стоит система, не знает никто. Выпуск одной карты — это три доллара. Но главные расходы — обустройство расчетного центра. Оно потянет на миллиарды. Впрочем, банкиров пугают не траты сами по себе (платить все равно будет бюджет), а разрушение налаженных связей. «Возможно, некоторое время в России вообще не будет пластика, — поделился с «Известиями» представитель банковского сообщества, участвовавший в переговорах. — Дискуссии идут очень тяжело».
Надо отметить, в России уже есть примеры создания платежных систем: STB Card (прекратила свое существование), Union Card, Сберкарт, «Золотая Корона», ChronoPay. Кроме того, существуют примеры региональных платежных систем. Например, MAXIMA объединяет банки на территории Ярославской и Костромской областей. Но взять за основу хотя бы одну из них в правительстве не хотят.
Нужна ли нам платежная система?
Павел Медведев, председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству:
— Система нужна. Возникли новые инструменты — например, интернет-кошельки. По сути, они оказывают банковские услуги, но под регулирование не подпадают. Далее, поскольку платежи идут через Брюссель и там остаются комиссионные сборы, возникает вопрос: зачем платить иностранцам? Что же до цены новации, я не думаю, что это будет дорого. У ЦБ есть расчетный центр, его мощностей хватит на первое время. Но даже если расходы будут, не страшно. Ведь создаем для себя, а не для «дяди».
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков:
— Национальная платежная система — это совокупность всех систем, которые должны работать в России. Это и MasterCard, и «Золотая корона», и Visa, и «Сберкарт». Cейчас многие говорят о национальной системе, которая вытеснит с рынка все остальные системы, убьет конкуренцию и увеличит стоимость услуг. Создание такой системы стоит дорого. Да и вообще это путь в никуда. Такого просто не должно быть. Пока окончательного решения о том, какой должна быть национальная платежная система, не принято. И я надеюсь, что здравый смысл победит.
Пластиковый опыт
American Express — американская корпорация, оперирующая на рынках делового и частного туризма, финансовых услуг и электронной коммерции. Одна из первых компаний, создавших платежную систему на основе пластиковых карточек.
Visa International — это изначально американская электронная платежная система, которая объединяет более 22 000 банков-членов по всему миру. Visa выполняет посредническую роль между банками, занимается организацией расчетов и обеспечивает техническое взаимодействие между участниками системы.
MasterCard International — одна из самых известных европейских платежных систем. Сеть банкоматов MasterCard/Cirrus одна из самых больших сетей АТМ в мире с более чем 900 000 мест обслуживания на всех семи континентах.
JCB International — эта крупнейшая в Японии и одна из ведущих платежных систем мира. Несмотря на поздний старт индустрии карт, Япония обошла к 1980-му все европейские страны и вышла на второе место после США по их количеству.
China Union Pay — китайская национальная платежная система. Она создана в 2002 году, насчитывает уже 166 банков-участников. Выпущено более 800 миллионов карточек.
Евгений АРСЮХИН, Варвара АГЛАМИШЬЯН, Петр ИНОЗЕМЦЕВ