На днях забежал в банк заплатить по кредиту. У окошка операционистки толпится очередь. Но она меня обычно не волнует: кредит я гашу через банкомат с функцией приема наличных. Но на этот раз случилась засада: у меня была пятитысячная купюра, а банкомат принимает только тысячные и меньше.
Прошу очередь: мол, мне всего-то купюру разменять, секундное дело! На удивление, народ соглашается пропустить меня вперед. Но от слов операционистки я буквально опешил. Оказывается, чтобы разменять деньги, требуется предъявить паспорт, написать заявление в произвольной форме и уплатить комиссию — 1% от размениваемой суммы, но не меньше 200 рублей за операцию. Ничего себе! Не успел я набрать воздуха в легкие, чтобы возмутиться несправедливостью, как в зал бодрой походкой вошла миловидная дама средних лет и обратилась к очереди с похожей просьбой. Выяснилось, что дама только что сняла деньги с карты, и банкомат выдал их все такой же злополучной пятитысячной бумажкой. Справедливо полагая, что столь крупную купюру разменяют далеко не в каждом магазине, женщина решила обратиться в кассу. И, как говорится, тоже попала.
С ситуацией, когда торговля или прочий ненавязчивый сервис не могут дать сдачу с крупной купюры, периодически сталкивается каждый из нас. Не побежишь же в супермаркет, если тебе всего-то и нужна пачка сигарет или буханка хлеба. А если в кошельке тысяча рублей одной бумажкой, размен найдется далеко не в каждой палатке. То же самое — в маршрутке, автобусе или трамвае. Ну а пятитысячная купюра в таком случае вообще вариант тупиковый. И, казалось бы, где же еще должны помочь, как не в банке?! Так нет же, и тут проблема на пустом месте: неси паспорт, стой в очереди, пиши заявление и самое главное — плати комиссию.
Чтобы выяснить, как обстоят дела с разменом в других кредитных учреждениях, я отправился по столичным банкам — коммерческим и с госучастием. Ситуация прояснилась в первом же попавшемся на пути офисе Сбербанка.
— Существует положение Центробанка 318-П «О порядке ведения кассовых операций…», изданное еще в апреле 2008 года, — объяснила мне заведующая офисом. — В положении сказано, что в кредитных организациях могут выполняться такие кассовые операции, как прием, выдача, размен, обмен, пересчет, сортировка, упаковка наличных денег.
При этом согласно положению для размена денег действительно требуется написать заявление в произвольной форме, где нужно указать свои фамилию и инициалы, количество и номинал обмениваемых банкнот или монет и их общую сумму, поставить дату и роспись. А паспорт требуется, чтобы «идентифицировать клиента», если среди сдаваемых им денег окажется фальшивка.
Разрешено все, что не запрещено
Что касается комиссии за разменную операцию, то про нее в документе Центробанка ничего не сказано. А действующая в России система гражданского права позволяет все, что прямо не запрещено теми или иными законодательными актами. Получается, что в данном случае банки вольны устанавливать плату по своему усмотрению. Так, например, в московских офисах Сбербанка предусмотрена комиссия за обмен мелких российских дензнаков на более крупные (1% от суммы, но не менее 200 рублей), а если вам понадобится разменять, например, все ту же пятитысячную купюру на несколько тысячных, то плату за это не возьмут.
Зато в региональных подразделениях Сбера ввели плату за любую разменную операцию российских банкнот, то же самое — в Банке Москвы. Мастер-Банк разменивает деньги через банкоматы нового поколения, при этом комиссия здесь минимальна: 10 рублей за банкноту номиналом в 1000 или 5000 рублей. А в ВТБ24, «дочках» иностранных банков подобной услуги вообще не предусмотрено.
Справедливости ради нужно сказать, что в двух из десяти банков, в которых я побывал, согласились разменять деньги без комиссии и даже без паспорта. Но это скорее исключение, чем правило.
Когда я поделился результатами своего похода по банкам с коллегами, у нас в отделе экономики разгорелся нешуточный спор. Так, один из коллег настаивал, что взимание комиссии за размен — это нормальная практика. Ведь кассир тратит время на пересчет банкнот, проверяет их подлинность с помощью детектора, а работа сотрудника и оргтехники стоит денег.
— В США или в Европе за любую банковскую операцию берут плату, и никто не возмущается, — горячился коллега.
— Только нам до Запада еще далеко, — настаивал я. — Там даже в кофейном автомате или в общественном транспорте можно расплатиться кредиткой. У нас же без налички и разменной купюры — никуда.
К тому же, прежде чем брать комиссию за размен, неплохо сначала наладить работу тех же банкоматов, чтобы свести неудобства клиентов к минимуму. Что стоит запрограммировать устройство так, чтобы оно выдавало часть суммы разменными купюрами?! И почему банкоматы запросто выдают пятитысячные, а принимают их для зачисления на счет далеко не все устройства?
Копейка рубль не бережет
С обменом монет ситуация еще более интересная. На рубль или два можно купить разве что коробку спичек. А уж про копеечную мелочь и говорить не приходится. Как результат — «медяки» попросту оставляют на кассах супермаркетов или выбрасывают. Мелочь номиналом покрупнее часто оседает в домашних копилках.
— Я поставила в прихожей специальную корзинку и приучила всех домашних ссыпать туда монетки, — рассказывает позвонившая в «Комсомолку» Ирина П. — Если носить их при себе в том количестве, в каком нам дают в магазинах, карманы рвутся, а кошельки и портмоне довольно быстро теряют презентабельный вид.
За
— В том отделении, куда я ношу менять мелочь, есть машина для пересчета монет, — говорит Ирина. — И если раньше в Сбербанке металлические деньги обменивали на банкноты бесплатно, то в последний раз потребовали уплатить комиссию в 50 рублей (кстати, в Банке Москвы, например, та же операция стоит минимум 200 рублей! — Ред.).
В общем, с введением комиссии операция по обмену мелочи для граждан потеряла экономический смысл. Тем временем Центробанк то и дело причитает, что монеты самого маленького номинала практически не возвращаются в кассы кредитных учреждений и приходится постоянно чеканить новые. А это влетает в весьма кругленькие суммы: ежегодно на чеканку монет и печатание банкнот Центробанк тратит около 8 млрд. рублей. По словам первого зампреда Банка России Георгия Лунтовского, ЦБ совместно с Гознаком постоянно ведут работу над тем, как бы снизить затраты на обеспечение денежного обращения в стране. Как выясняется, коммерческие банки в этом совсем не помощники. Им выгоднее отгородиться высокими комиссиями от малодоходных операций, а то еще и попытаться на этом заработать…
Будь в курсе!
Согласно Гражданскому кодексу все, кто работает с наличными деньгами (банки, магазины, сервисные предприятия) должны принимать для оплаты товаров и услуг монеты и банкноты, находящиеся в обращении, без каких-либо ограничений по количеству, сумме и т. д.
Чтобы облегчить работу кассиру и сэкономить свое время, прежде чем нести мешок мелочи в банк или магазин, лучше рассортировать ее по номиналам.
В торгово-сервисных предприятиях и банках также обязаны выдать сдачу без всяких ссылок на то, что не хватает разменных купюр или монет. Заботиться об их наличии — святая обязанность всех, кто продает товары и услуги, принимает наличные платежи от населения.
Отсутствие сдачи или отказ принять мелочь для оплаты товаров и услуг является основанием для жалобы в вышестоящую организацию или Роспотребнадзор.
Совет от «КП»
Если клиент включит смекалку, то запросто найдет достойный ответ на хитрость банкиров. Например, если с вас в банке требуют комиссию за размен крупной купюры, лучше купите лотерейный билет. Так будет и дешевле, и быстрее: не нужно писать заявление и предъявлять паспорт. Ведь если вы что-либо покупаете или вносите платеж, то в банке, торговой или сервисной организации просто обязаны принять любые купюры и монеты, находящиеся в обращении, и если требуется — выдать сдачу.
Точно также можно избавиться и от металлической мелочи, не платя при этом комиссий. Не стоит просить кассира обменять ее, а отнесите мешки скопившихся у вас монет, когда идете платить за «коммуналку», телефон, либо просто положите эти деньги на свой банковский счет или карту.
ВОПРОС ДНЯ
А вы как от мелочи избавляетесь?
Сергей ЛИСОВСКИЙ, сенатор:
— Жене отдаю. Это лучший способ избавиться от мелочи. И потом отдавать деньги жене — это же целый ритуал. И ты его вроде как соблюдаешь…
Наталья НИКИФОРОВА, советник гендиректора объединения «Гознак» (предприятия этого объединения печатают купюры и чеканят монеты):
— У нас в коллективе есть добрая традиция периодически выгребать монеты из копилок и перечислять эти денежки нашим подшефным из детдомов. В последний раз
Дмитрий ЯНИН, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
— Честно говоря, никак: лежит себе около килограмма мелочи и лежит. А вообще самый простой способ избавиться от мелочи так, чтобы с вас не брали комиссию, — расплачиваться ею в магазине. Продавцы по закону обязаны ее у вас принять.
Валерий МАГДЬЯШ, актер (Джамшут из «Нашей Russia»):
— У меня мелочи всегда много в карманах, раздаю ее бабушкам в переходах метро.
Владимир ПОРЫВАЕВ, московский нумизмат, кладоискатель:
— Мал золотник, да дорог. Некоторые даже современные монеты редкой серии стоят больших денег. Например, один и два рубля 2003 года стоят по 10 тысяч рублей, а пять рублей — 5 тысяч. Рубль, два и пять 2002 года коллекционеры покупают по 150 рублей. А вот за 50 копеек, выпущенных Московским монетным двором в 2001 году, дают 100 тысяч рублей. За рубль и два рубля того же года нумизматы просят по 25 тысяч. Рекордсменом можно считать пять рублей 1999 года, отчеканенные Ленинградским монетным двором. Цена им — 150 тысяч рублей!
Нина ГРЯЗНОВА, автор идеи создания музея «Копейка», Ярославль:
— А мы несколько лет назад объявили акцию «Миллион копеек!». Монеты номиналом в 1 копейку собирала вся страна. Теперь посетителей встречает сундук, доверху набитый копейками. Наша коллекция в итоге попала в Книгу рекордов Гиннесса как «самое большое собрание мелкой разменной монеты»!
Нина БЕРЕЖНАЯ, учитель начальных классов, Владимир:
— Нужно подарить детям копилку и мелочь дарить по случаю и без случая. Детям приятно. А потом отнести копилку в банк и заставить принять эти деньги на книжку ребенку. Тут они не возьмут проценты!
Олеся ГОВОРОВА, домохозяйка, Нижний Новгород:
— Обожаю кидать мелочь в море, когда бываю в отпуске. Поэтому всю скопившуюся за год мелочь с удовольствием швыряю в воду — а вдруг согласно преданию вернусь сюда снова…
Серега, читатель сайта KP.RU, г. Пушкин:
— Когда делал ремонт в туалете, вместо плитки использовал монеты, которые лежали у меня в разных баночках. Теперь заходишь в «удобства», как в банк! Аж выходить не хочется…
Максим БРУСНЕВ