Потери российской экономики от спама составили в прошлом году 14,1 млрд рублей. Такие данные приводятся в отчете, подготовленной Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Эксперты считают, что для борьбы со спам-индустрией необходимо принять законы, действующие повсеместно, во всех странах.
По данным РАЭК, на спам в России приходится всего 20% рынка интернет-рекламы в России. Тем не менее, доходы спамеров составили в прошлом году 3,744 млрд рублей. Как сказано в отчете, основную долю в спамерских рассылках занимает реклама поддельных лекарственных препаратов. В основном это поддельная «Виагра». Значительная часть спама приходится и на копий товаров элитных марок.
Для распространения спама используются управляемые бот-сети, сформированные из подключенных к интернету персональных компьютеров, зараженных вирусами. На нее приходится 73,7% мирового спама. При этом, 83% спама в мире рассылают домашние и офисные компьютеры
Трансграничный бизнес
Как сказано в отчете, Россия не является ведущим игроком на мировом рынке спама. Лидерство и на российском и на мировом рынке принадлежит США. Так, 16,4% спама приходит в Россию из США, а доля США на мировом рынке спама составляет 17,3%. Но репутация России сильно страдает
Эксперты РАЭК высказывают серьезную озабоченность распространением спам-индустрии. Этот бизнес носит трансграничный характер. И постоянно мигрирует в страны с более мягким законодательством. Но даже в Евросоюзе, где антиспамерское законодательство считается жестким, штрафы не так велики, чтобы серьезно испугать спамеров. Специалисты РАЭК, например, подсчитали, что в прошлом году они заработали 218 млн евро, в то время как общая сумма штрафов, выписанных за спамерскую деятельность, составила 2,85 млн евро, то есть, лишь 1,3% от выручки спамеров.
Смотрите также
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) образована в 2006 г. Цель ассоциации — сформировать в России информационное общество, которое будет иметь свое законодательство и свои этические кодексы, принятые как пользователями, так и участниками интернет-рынка. Одна из ключевых задач РАЭКа состоит в налаживании диалога между государством и компаниями, действующими в сфере информационных и коммуникационных технологий. В РАЭК входит более 35 компаний
Единые правила борьбы
В тоже время единых норм по борьбе со спамом сегодня не существует. Так в докладе комиссии Евросоюза и компании Time.lex, опубликованном в прошлом году признается, что в европейских странах ощущается недостаток законов, которые позволили бы бороться со спамом. В частности, не существует единого европейского закона в этой области — есть только национальное законодательство, а также директивы Еврокомиссии и Европарламента. В разных странах антиспамовые законы имеют различное качество, кроме того различается и правоприменительная практика. В свою очередь, специалисты РАЭК считают необходимым принятие единого во всех странах закона по борьбе со спамом.
Марина СОКОЛОВСКАЯ