Статус Швейцарии как банковского центра мира — штука очень хрупкая. Доверие к швейцарским банкам создавалось веками, а разрушить его можно всего лишь парой неверных шагов. Поэтому в каждой мелочи надо стоять до последнего, чтобы люди по всему миру знали, что из Швейцарии их вклады точно никуда не денутся. И люди по всему миру, действительно, об этом знают. Самые коррумпированные диктаторы мира охотно выводят в Швейцарию свои сбережения, потому что лучше, чем там, нигде не спрячешь. Даже если вдруг свергнут, то семья точно будет надолго обеспечена. В то время как мировое сообщество собирает деньги для гаитян, Швейцария сохранила деньги Гаити для ее бывшего диктатора.
На этой неделе обеспечение от швейцарского банка UBS размером в $5 млн получила семья бывшего гаитянского диктатора Жана-Клода Дювалье. 3 февраля решение об этом принял верховный суд Швейцарии. Ссылаясь на истечение срока исковой давности, судьи согласились с апелляцией родственников диктатора и отменили вердикт федерального уголовного суда страны, который в августе 2009 г. постановил направить эти деньги на реализацию гуманитарных проектов на Гаити. Вообще, все было решено еще 12 января, но через несколько часов на Гаити случилось семибалльное землетрясение, и оглашение вердикта решили отложить на пару неделек. Чтобы уж совсем монстрами не выглядеть.
Мама, папа, я — состоятельная семья
Неудивительно, что в деле истекли все возможные сроки давности, потому что власти Гаити ведут юридическую битву за наследство Дювалье-младшего, более известного как Бэби Док, с самого его свержения в 1986 г. Бороться есть за что: времени освоить гаитянскую экономику у семьи Дювалье было достаточно. Сначала в 1957—1971 гг. страной руководил Папа Док и его замечательные спецназовцы-вуду тонтон-макуты, а в 1971 г. его сменил на тот момент 19-летний сын Бэби Док, продержавшийся у власти до 1986 г.
Главным достижением правления Бэби Дока стало его попадание в десятку самых коррумпированных правителей мира конца XX века, которую составил Всемирный банк. По абсолютным объемам украденного (около $800 млн) он, конечно, сильно отстал от индонезийского генерала Сухарто ($15—35 млрд) и конголезского диктатора Мобуту ($5 млрд), но они и правили дольше, и страны у них были покрупнее. Хотя легко обошел украинского премьера Павла Лазаренко (тот у власти был всего год, поэтому за ним только $200 млн) и филиппинца Джозефа Эстраду ($80 млн). Зато Бэби Док — мировой рекордсмен в относительных показателях: он ежегодно расхищал по 4,5% ВВП страны.
После переворота в 1986 г., Бэби Док бежал во Францию, где вроде бы до сих пор живет, но на публике старается не показываться. За него все делают ближайшие родственники, которые с самого момента свержения вступили с меняющимися властями Гаити в юридическую войну за швейцарские вклады бывшего диктатора. Родные Дювалье-младшего утверждают, что деньги эти — никакие не ворованные, а получены им в наследство от его матери Симоны Дювалье, Мамы Док. Слабым местом их позиции было то, что Мама Док была незаконнорожденной дочерью гаитянского купца-мулата Жюля Фэна и одной из его горничных. Детство она провела в приюте, а потом работала в больнице сиделкой, где и познакомилась с молодым врачом Франсуа Дювалье, будущим Папой Доком. Скопить $5 млн на счету в швейцарском банке с зарплаты гаитянской сиделки у нее вряд бы ли получилось.
Через несколько лет судебных тяжб на эту нестыковку обратило внимание швейцарское министерство юстиции. В феврале 2009 г. его представители заявили, что Мама Док состояла в той же «преступной организации», что и ее муж с сыном, поэтому деньги надо отдать властям Гаити под обязательство потратить их на гуманитарные нужды. В августе 2009 г. федеральный уголовный суд Швейцарии поддержал министерство юстиции в его благих намерениях и отверг апелляцию семьи Дювалье. Тогда родственники подали апелляцию в верховный суд и выиграли дело.
Обогнать срок давности
Отсрочка исполнения решения суда стала, возможно, единственным положительным последствием землетрясения на Гаити. Когда самые славные мировые звезды не жалеют сил на запись хоровых песен, чтобы собрать денег для пострадавших, а министр иностранных дел Швейцарии Мишлин Кальми-Ре в ходе визита на Гаити 31 января лично обещает гаитянам горы помощи, исполнение решения верховного суда стало бы сильным ударом по международному престижу страны. Поэтому власти Швейцарии еще раз заморозили активы Дювалье сразу после оглашения вердикта. Заморозили на неопределенный срок.
У властей Гаити еще остаются шансы получить наследство Дювалье. Такие прецеденты уже были. В 2002 г. Нигерия смогла вернуть себе часть зарубежных активов диктатора Абачи, который управлял страной в 1993—1998 гг. Страна получила в бюджет более $0,5 млрд, хотя около $100 млн швейцарские власти все-таки присудили родственникам покойного генерала. Однако в судебной практике Швейцарии были и противоположные примеры. Летом 2009 г. семья свергнутого диктатора Конго Мобуту получила от швейцарцев $6,7 млн. Как и в случае с Гаити, суд объяснил свое решение истечением срока давности по делу, хотя власти Конго обратились в Швейцарию сразу после свержения диктатора в 1997 г.
Гаитяне надеются на то, что власти Швейцарии успеют принять новый закон, упрощающий процедуру возврата диктаторских сбережений в страны происхождения, до того, как активы разморозят и отдадут семье Дювалье. Работа над этим законопроектом началась еще в конце 2008 г., но пока нет даже примерной даты голосования в парламенте. А шумиха вокруг землетрясения может скоро утихнуть, мировая общественность о Гаити снова забудет, и тогда швейцарцы посожалеют для порядка и, как люди законопослушные, исполнят решение верховного суда.
Максим САМОРУКОВ