Экономический советник Белого дома и бывший глава ФРС Пол Волкер подготовил план реформирования американских финансов. И пообещал конгрессменам, что его душа вернется за ними, если план не будет принят.
Чрезвычайная склонность банкиров к риску известна. Здесь имеются в виду прежде всего инвестиционные подразделения кредитных организаций, которые вкладывают деньги на фондовом рынке. Цепочка следующая: чем выше риск, тем больше доход, чем больше доход, тем выше бонус, который по итогам года получат сотрудники. Но, проворачивая свои сделки, инвестиционные банкиры ставят под удар всю свою организацию.
А ведь многие банки, по словам Пола Волкера, «слишком велики, чтобы упасть». Другими словами, их гибель может привести к необратимым последствиям для всей экономики. Руководствуясь этими соображениями, кстати, американские власти за время кризиса не раз выручали крупнейшие банки, давая им огромные суммы на, что называется, поддержание штанов.
Что предлагается? Банкам запретят спекулятивную торговлю акциями. У них не будет законодательной возможности владеть хедж-фондами или спонсировать их, а также торговать не от имени своих клиентов.
— Любой банкир прекрасно знает, что такое собственные торговые операции и какие риски они несут, — заявил Волкер. — Только небольшая горстка крупных коммерческих банков в США, всего четыре или пять, и около двух десятков банков во всем мире вовлечены в эту деятельность в полном объеме.
Он считает, что всем частным фондам нужно позволить как получать огромную прибыль, так и рушиться. На помощь от государства они уже рассчитывать не смогут. Тогда кризис не повторится.
— Как я уверен в том, что сижу здесь, я уверен и в том, что банковские институты «защищены» налогоплательщиками и чувствуют, что могут свободно спекулировать. Возможно, я и не проживу достаточно, чтобы увидеть новый кризис, но уверяю вас, что моя душа вернется за вами, — пообещал Волкер.
Не факт, что даже такая угроза заставит сенаторов поддержать его план. Многие из них уже заявили, что ряд идей Волкера, поддержанных Бараком Обамой, несвоевременны.
Елена ШИШКУНОВА