Опционная программа ВТБ будет представлена наблюдательному совету банка до конца года. Руководство банка предлагает выплачивать часть компенсаций менеджерам обыкновенными акциями. Для запуска программы ВТБ может выкупить с рынка до 1% акций. Эксперты полагают, что после запуска опционной программы менеджеры будут более заинтересованы в росте котировок акций банка, стоимость которых до сих пор на 44% ниже цены при IPO в мае 2007 года.
В конце прошлой недели министр финансов, член наблюдательных советов ВТБ и Сбербанка Алексей Кудрин заявил, что опционные программы для ВТБ и Сбербанка могут быть приняты в 2010 года. Он отметил, что Минфин будет «в большей степени ориентироваться на международный опыт, и то, что мы будем внедрять в ВТБ и Сбербанке, это тоже будет учитывать международный подход». В мировой практике существует три варианта запуска опционной программы: фантомные акции, реальные, опционы на акции.
ВТБ предложит на рассмотрение наблюдательного совета запуск опционной программы на обыкновенные акции. «Выплата части компенсации обычными акциями максимально сочетается с теми целями, которые мы будем преследовать при запуске этой программы»,— пояснил «Ъ» финансовый директор ВТБ Герберт Моос. По его словам, запуск опционной программы ВТБ необходим для реализации нескольких целей: объединение интересов акционеров и сотрудников банка в повышении капитализации компании, удержание ключевого менеджмента, мотивация сотрудников в улучшении финансовых показателей банка, а также обеспечение адекватной компенсации сотрудников.
Сейчас ВТБ определяет механизм приобретения акций, цену покупки, круг сотрудников, на которых будет распространяться программа. После чего в течение нынешнего года эта программа будет вынесена на обсуждение набсовета банка. По словам господина Мооса, сейчас ВТБ рассматривает несколько вариантов запуска опционной программы на акции. «В основе этих вариантов будет стоять принцип выкупа акций с рынка, для того чтобы не размывалась доля существующих акционеров банка»,— отмечает господин Моос. В международной практике применяется два варианта подобных опционных программ. Первый вариант предусматривает возможность выкупа акций с рынка. Второй вариант предусматривает первоначальное проведение новой эмиссии акций для запуска программы, а затем выкуп такого же пакета акций с рынка для того, чтобы доли существующих акционеров остались прежними.
В ВТБ отмечают, что обычно при запуске опционной программы сотрудники получают акции не мгновенно, а течение одного-пяти лет, что позволяет объединить мотивацию персонала с долгосрочными целями компании. «Чем больше позитивное влияние от работы сотрудника банка на финансовые показатели банка, тем большую часть своего вознаграждения он будет получать, исходя из выросших в цене акций банка»,— отмечает господин Моос. На прошлой неделе глава ВТБ Андрей Костин заявлял, что ВТБ может направить на опционную программу менее 1% обыкновенных акций, участниками программы могут стать несколько сот топ-менеджеров.
В другом госбанке — Сбербанке опционная программа пока также не запущена. Ранее зампред правления Сбербанка Антон Карамзин заявлял, что она может затронуть 300 менеджеров банка. По его словам, под опционную программу акции Сбербанка с рынка пока не выкупались. Тогда в банке заявляли, что банк может направить на программу до 1% акций.
По мнению главы аналитического отдела JP Morgan в России Алекса Кантаровича, в результате реализации опционных программ менеджеры уравниваются в своих интересах с инвесторами, они сфокусированы на том, чтобы достичь оптимальных финансовых показателей при минимизации рисков и помочь цене акций достичь более высоких уровней. Вчера на ММВБ акции ВТБ стоили на 44% дешевле, чем при IPO в мае 2007 года. Бумаги Сбербанка — на 5% меньше стоимости при SPO. По мнению аналитиков, выкуп акций с рынка может позитивно отразиться на котировках госбанков. «В случае с ВТБ 1% акций — это около 7% от общего количества акций в свободном обращении или $260 млн. Выкуп такого пакета может оказать техническую поддержку котировкам акций»,— резюмирует господин Кантарович.
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ