Всероссийский центр изучения общественного мнения заглянул одновременно и в кошельки, и в головы россиян. Социологи выяснили, на что мы собираемся тратить деньги в 2010 году. И оказалось, что сильнее всего мы хотим обновить свое жилье. Не купить, конечно (это могут себе позволить лишь 3%), а как минимум отремонтировать. Красить и белить собирается каждый четвертый. А самое интересное, что люди все более трезво оценивают свои силы.
ВЦИОМ опрашивает граждан не первый год, но такого количества желающих сделать ремонт еще никогда не наблюдалось. На втором месте рейтинга желаний — туристическая поездка. Потом в рейтинге идут учеба, мобильный телефон, видеокамера, фотоаппарат и компьютер. Среди аутсайдеров — спорт и финансовые спекуляции типа покупки акций или паев инвестиционных фондов. Какой из всего этого вывод? Во-первых, напуганные кризисом люди предпочитают покупать, а не копить деньги. Во-вторых, россияне с каждым годом все более трезво оценивают свои возможности.
Каждый год социологи спрашивают россиян об их денежных планах, а потом выясняют, что удалось реализовать. И здесь обнаружилась интересная картина. Реализовать свои мечты обычно удается лишь каждому второму. И это нормально — мечты рушатся у жителей всего мира в той же пропорции. А вот что можно назвать нашей национальной особенностью — так это тягу к переменам и готовность проявить гибкость. Если сравнивать этот опрос с прошлыми, убеждаешься: жители России все более трезво оценивают свои силы.
— Я ожидал, что расхождение в планах и реальных тратах по итогам 2009 года будет больше, потому что кризис. Но люди поступили рационально и умерили траты, — пояснил «Известиям» гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров.
Но есть и еще один неожиданный результат исследования. В непростом 2009 году россияне приобрели даже больше, чем собирались, таких предметов роскоши, как домашний кинотеатр или плазменный телевизор. Удивительно, ведь самая дешевая «плазма» стоит около 16 тысяч рублей. Не бог весть что, может, для кого-то, но при средней зарплате россиянина в 18 785 рублей (данные Росстата за 2009 год) цифра ощутимая. Чем можно это объяснить? Только тем, что у нас в смутные времена люди вкладывают в то, о чем давно мечтали. Что куплено, то нажито. Причем многие эксперты именно к этому и призывали в кризис: тратьте, когда все инструменты инвестиций ненадежны. Что еще раз подтверждает растущую финансовую грамотность россиян.
В январе, кстати, как сообщил 4 февраля Центр макроэкономических исследований, банковские вклады принесли одни убытки: их доходность оказалась ниже инфляции. Виноваты банки, уронившие процентные ставки по вкладам. Так что народ не обманешь. Рисковать своими накоплениями и вкладываться в акции или инвестиционные фонды собирается только каждый сотый.
— По этому параметру у нас с западными странами огромная разница, — пояснил Валерий Федоров. — В США фондовый рынок развивался много лет. У нас же он возродился недавно — около 20 лет. У россиян пока нет доверия, опыта и умений. Но это преодолимо в перспективе. Главное, чтобы рынок оставался стабильным.
Останется он стабильным или нет, никто не знает. В западных странах розница оживилась. В России экономические власти пока лишь мечтают об этом. «Спрос непонятен» — эту фразу чаще всего слышишь от производителей, заметил в среду министр финансов Алексей Кудрин на форуме «Россия-2010».
Помимо ремонта, путешествий, покупок россияне еще собираются позаботиться о здоровье. Три процента хотят приобрести полис добровольного медицинского страхования.
— Желание людей приобрести полис ДМС вполне объяснимо, ведь качество медицинских услуг, на которые может рассчитывать обладатель такого полиса, существенно выше, чем в системе ОМС. Другое дело, что далеко не всем он может оказаться по карману, тем более что в период кризиса стоимость полисов ДМС не только не снизилась, но даже несколько выросла, — считает директор по личному страхованию страховой группы «СОГАЗ» Тамара Смирнова.
Добавим, что социологи не только выясняли наши планы. Они выяснили, какие мечты удалось реализовать в 2009-м. На первом месте опять же оказался ремонт (13%). Второй из «сбывшихся мечт» стала покупка мобильного телефона (9%). Шесть процентов сумели оплатить учебу. Далее следует бытовая техника вроде телевизоров и стиральных машин. Получается, что в 2009 году нам толком не удалось ни отдохнуть, ни прирасти подешевевшей недвижимостью. И это тоже правильно, потому что россияне в кризисный год вели себя трезво, констатируют социологи.
Александра ПОНОМАРЕВА