В какой валюте хранить деньги, во что вкладывать сбережения? Этот вопрос стал особенно актуальным в кризис. В прошлом году одни пожертвовали прибылью ради стабильности, другие положили деньги в банк или купили валюту. Кто потерял, а кто приумножил свои сбережения?
1000 рублей и вы — портфельный инвестор. В многочисленных школах финансовой грамотности — приток студентов. Кризис многих заставил задуматься: куда вкладывать, чтобы не потерять?
«Теперь они уже не думают прямолинейно о том, можно ли купить этот конкретный эмитент и держать его в своем портфеле 2—3 года. Они теперь думают о том, что конъюнктура слишком быстро меняется. Это надо учитывать». — рассказывает Александр Фролов, преподаватель учебного центра.
Валюта, акции, депозиты, а может покупка квартиры? Когда разгорелся кризис, многие гадали, во что же вложить наличность. Самой доходной инвестицией оказалась покупка драгоценных металлов. Цена золота с осени 2008 года поднялась на треть, серебра на 19%. Не прогадали и те, кто купил валюту. За время кризиса доллар подорожал на 22%, евро — на 15%. Осторожные несли деньги в банк. Такая простая стратегия оказалась надежной, но главное — доходной: если осенью 2008 года предлагали 6% годовых, то ровно через год ставки доходили до 16% и даже 18%.
Вкладчики закрывали рублевые вклады и открывали валютные. Доля вложений в долларах и евро увеличилась с 14% до 30%. А вот владельцы акций теряли. С лета 2008 года российский фондовый рынок упал на 70%. Надежда появилась только через год. Покупка ценных бумаг летом 2009 года уже принесла от 30% до 50% дохода.
«Это были те активы, которые больше всего упали. Сильнее всего же у нас упали активы строительного сектора. И поэтому, если мы посмотрим на какие-то акции строительного сектора, то мы именно там найдем передовиков фондового рынка», — объясняет Павел Крапчитов, управляющий директор УК «МДМ».
Выводили деньги и из популярных до кризиса паевых фондов. По данным Национальной лиги управляющих, с осени 2008 года россияне забрали из ПИФов 20 миллиардов рублей. Причем, большую часть — на самом «дне» рынка. Как раз тогда и нужно было вкладывать.
«Исследования показывают, что кризисы математически заканчиваются раньше, а психологически заканчиваются позже. Т. е. все мы видим кризис, мы выводим наши деньги из потенциально высокодоходных инструментов, вкладываем их в низкорисковые инструменты — депозиты, драгоценные металлы, валюту, которые потом соответственно дешевеют. А высокодоходные инструменты растут», — поясняет Дмитрий Александров, президент Национальной лиги управляющих.
До кризиса недвижимость была сверхприбыльным объектом инвестиций. Сейчас цены упали на четверть. К тому же квартиры и дома сложно быстро продать, если срочно нужны деньги.
«Соответственно, люди, которые вложились в недвижимость, в жилье эконом-класса в сентябре 2008 года потеряли минимум 24%. А если бы эти деньги они разместили в одном из коммерческих банков, они бы приобрели еще 10%. Таким образом, общие потери составляют не менее 34%», — считает Александр Крапин, генеральный директор информационно-аналитического агентства RWAY.
В кризис россияне меньше рискуют — выбирают пусть малый, но стабильный доход. Стали серьезней относиться к вложению денег, готовы учиться. Но курсы и финансовые школы не гарантируют прибыли. Ведь даже профессионалы рынка зачастую используют монетку, чтобы принять решение — покупать или продавать.
Ирина МАТЮШЕНКО