Сбербанк решил оправдать статус социально значимого банка. Здесь озаботились предотвращением мошенничеств, в ходе которых пожилые клиенты перечисляют средства на счета третьих лиц. Теперь престарелым вкладчикам перед совершением операций будут объяснять их возможные последствия.
Сбербанк решил защитить пожилых вкладчиков от мошенников. Как стало известно в пятницу, во все отделения разослана информация, в которой сотрудникам предложено с особой бдительностью и вниманием относится к действиям пожилых лиц, перечисляющих деньги со своих вкладов в пользу незнакомых им людей. «В подобных случаях сотрудникам рекомендовано объяснять вкладчикам механизм мошенничества и предлагать отказаться от перечислений. Во всех без исключения подозрительных случаях сотрудники банка советуют клиентам обращаться в правоохранительные органы и в дальнейшем содействуют милиции в пресечении противоправной деятельности в отношении клиентов банка», — говорится в сообщении банка.
Как поясняют в банке, заботиться о пожилых клиентах они начали
Ущерб на 35 млрд рублей
Крупнейших банк страны давно и весьма ощутимо для себя страдает от мошенников. В начале января глава Московского банка Сбербанка Максим Полетаев оценил ущерб, который в 2007—2008 годах нанесли мошенники, получавшие кредиты по фиктивным документам, в 35,4 млрд рублей. Незаконные действия сотрудников трех отделений Сбера увеличили просрочку по кредитам физических лиц на 15,5 млрд рублей, юридическим лицам — на 19,9 млрд рублей.
Типовая схема работы с пожилыми вкладчиками выглядит следующим образом. Мошенники дозваниваются до граждан и представляются служащими государственных органов власти. При этом они могут заявить, что, к примеру, решением правительства гражданину полагается компенсационная выплата от 100 до 600 тыс. рублей по затратам на лекарственные средства или лечение. И требуют для получения «компенсации» заплатить от 30 до 90 тыс. рублей налога.
Также частым предлогом для завладения средствами доверчивых граждан являются заявления о полагающейся компенсации по вкладам, открытым в Сбербанке до 1991 года, или об оказании помощи в решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или ареста родственника, якобы задержанного правоохранительными органами.
«Воспринимая полученную от мошенников информацию всерьез, граждане, не задумываясь о правомерности подобных требований, перечисляют деньги на счета незнакомых им физических лиц», — отмечается в пресс-релизе кредитной организации.
Забота об имидже
По словам заместителя руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольги Беленькой, со стороны Сбербанка логична забота о своих пожилых клиентах. «Сбербанку как бы навязали статус социального банка, среди его клиентов действительно очень много людей пожилого возраста, которые перешли ему в наследство от советской власти. Зачастую такие люди финансово неграмотны, особенно в регионах, где у Сбербанка в отличие от других банков много филиалов», — говорит она.
Впрочем, забота крупнейшего банка страны продиктована не только желанием помочь пожилым людям, но и стремлением избавить от возможных разбирательств с ними, которые могут негативно сказаться на его имидже. «После мошенничества к банку, хотя он и не виноват, могут поступать претензии вернуть эти деньги, что сделать очень сложно, а в результате все равно страдает репутация банка», — говорит Беленькая.
По словам вице президента Первого Республиканского банка Дмитрия Орлова, желание Сбербанка защитить своих клиентов от мошенников похвально. Кредитное учреждение также практикует предупреждение своих клиентов о мошеннических операциях, сказал он. «На моей личной практике была такая ситуация, когда пришла клиентка, которая хотела перечислить деньги на счет какой-то лотерии, где ей сказали, что она
Наталия ЕРЕМИНА