Двухдневный саммит министров финансов «большой семерки» завершился в воскресенье призывами к банкам вернуть те средства, которые были потрачены на их антикризисную поддержку. Власти G7 готовят специальное налогообложение банков. Российского министра финансов Алексея Кудрина на саммит не позвали.
Двухдневный саммит министров финансов и глав центробанков стран «семерки» в канадском городе Икалуит проходил в необычном формате. Во-первых, подробное коммюнике так и не было опубликовано. И о том, какие именно вопросы обсуждали министры, удалось узнать только от «источников». Во-вторых, Алексей Кудрин приглашения на саммит не получил, что тут же Россией было официально воспринято как «неверный подход, отражающий старые политические стереотипы».
Представитель МИДа Андрей Нестеренко заявил, что российская сторона уже не раз высказывала свое мнение «по поводу отсутствия полноформатного участия России во встречах подобного рода».
Однако возражения российской стороны услышаны не были. Как сообщил источник в британской делегации агентству Bloomberg, совещание завершилось принципиальным согласием в том, чтобы заставить банки расплатиться за полученную ими антикризисную помощь. Министры финансов отметили необходимость дальнейшего стимулирования экономик некоторых европейских стран. При этом они не отрицают, что меры экстренной помощи «после прихода сильного, устойчивого оживления» «с осторожностью» будут свернуты. Но пока этого не произошло, особое внимание надо уделить так называемому антикризисному налогообложению банков. Так, например, министр финансов Канады Джим Флаерти уверен: банки, а не налогоплательщики должны оплачивать чрезвычайные меры по спасению финансовых институтов. И 2010 год — это год, когда необходимо реализовать реформу банковской индустрии для снижения вероятности нового кризиса. Все главы финансовых ведомств «большой семерки» поддерживают необходимость согласования и проведения мер по реформе регулирования финансового сектора, отметил министр финансов США Тимоти Гайтнер. Ведущие индустриальные страны, сказал он, намерены ввести в 2010 году общие требования в отношении капитала крупнейших финансовых организаций. В то же время министр финансов Франции Кристин Лагард подчеркнул, что при общих подходах меры на национальном уровне могут различаться, чтобы учесть специфику отдельных стран.
Часть экспертов полагают, что проблема ограничения банковского сектора касается в первую очередь стран с крупнейшими банками, и РФ пока к таковым не относится. «России необходимо развивать свою банковскую систему, а не ограничивать ее», — говорит замглавы аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов. На встрече обсуждались меры регулирования, которые G7 планирует применить к мировой финансовой системе, «а российская финансовая система пока не сильно интегрирована в мировую, и нашей стране в условиях кризиса приходится решать несколько другие проблемы», — объясняет консультант компании «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский.
По предположению аналитика Пробизнесбанка Вахида Валиева, нежелание видеть представителя России при принятии этого решения могло быть продиктовано «предварительной договоренностью между ведущими членами G7 в отношении поддержки конкретных мер и опасением, что у России есть собственный взгляд».
Большинство экспертов «НГ» уверены: перспектива введения в нашей стране специального «антикризисного» налогообложения банков сомнительна. «В России банками уже производятся аналогичные отчисления как в систему страхования вкладов, так и в резервы Центробанка. При этом налогами эти платежи не являются», — отмечает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. В России вводить новые налоги и резервы не нужно, достаточно изменить нынешние ставки, полагает управляющий партнер «ФинСовет Аудит» Вадим Долгополов.
В то же время, если G7 официально примет общие нормы регулирования и «антикризисного» налогообложения банков, эти нормы могут быть рекомендованы и для принятия странами «большой двадцатки» (G20), куда входит и Россия.
«Необходимость в подобных мерах должна рассматриваться каждой экономикой отдельно, и она требует абсолютно разного уровня государственного вмешательства. Однако в целом на ближайшие
Анастасия БАШКАТОВА