Основатель компании Virgin Group сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson) предупреждает, что ресурсы нефти истощаются и мир стоит на пороге нефтяного кризиса, который может случиться в ближайшие пять лет, пишет британская The Guardian. И нефтяной кризис, по мнению известного бизнесмена, может оказаться более серьезным, чем кредитный.
«В следующие пять лет мы окажемся перед лицом еще одного кризиса — нефтяного. На этот раз у нас есть время подготовиться. Наша задача — использовать это время правильно», — считает Брэнсон.
«Наш призыв к правительству и бизнесу ясен: действуйте! — говорит Брэнсон в предисловии к новому отчету о кризисе. — Нельзя позволить нефтяному кризису застать нас врасплох, как было в случае кредитного кризиса».
Вместе с Брэнсоном выступают руководители компаний Scottish and Southern Energy и Stagecoach Иэн Марчант (Ian Marchant) и Брайан Саутер (Brian Souter).
Эти призывы звучат на фоне продолжающихся разговоров о пике нефтедобычи, который во многих странах, по оценкам аналитиков, был уже пройден.
Министры до недавнего времени не принимали всерьез предсказания об истощении нефтяных ресурсов, предпочитая оставаться на стороне нефтяных компаний, таких как BP и ExxonMobil, а также производителей нефти, как Саудовская Аравия, которые настаивают, что беспокоиться не о чем, пишет The Guardian.
Крис Скребовски (Chris Skrebowski), независимый консультант, который участвовал в подготовке отчета о пике нефтедобычи для Брэнсона и его сторонников, утверждает, что кризис отсрочивает только рецессия. «В следующий раз существенный дефицит вместе с повышением цен можно ожидать после того, как спрос, подорванный экономическим спадом, вырастет настолько, что будут использованы нынешние избытки запасов и свободные мощности, сохраняющиеся в ОПЕК». Тем не менее, когда они будут изъяты, возможно, уже в 2012—2013 году и не позже, чем в 2014—15 году, цены на нефть могут подскочить, ставя под угрозу подъем и вызывая экономические нарушения, добавляет Скребовски.
Очередные предостережения бизнесменов и аналитиков звучат на фоне недавних утверждений, что МЭА сознательно приуменьшает угрозу приближения «нефтяного пика», чтобы не допустить паники на фондовых рынках. Вопрос о пике нефтедобычи вновь оказался в центре внимания в ноябре прошлого года, когда источник в МЭА заявил в интервью The Guardian, что показатели МЭА, используемые британским и американским правительством для прогнозирования, неточны. Мир гораздо ближе к истощению запасов нефти, нежели это признается в официальных прогнозах.
«В 2005 году МЭА прогнозировала рост предложения нефти до 120 млн баррелей в сутки к 2030 году, затем пришлось постепенно снизить эту оценку до 116 млн и в прошлом году — до 105 млн баррелей, — сообщил источник The Guardian. — Цифра в 120 млн баррелей всегда была абсурдной, но даже теперешняя оценка намного выше обоснованного уровня, и в МЭА это знают».
Вопрос о пике нефтедобычи обсуждался на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где исполнительный директор компании Total Тьерри Демаре (Thierry Desmarest) высказался вразрез позиции отрасли. По его мнению, проблема нефтяного пика сохраняется и отрасли будет очень трудно обеспечить добычу более 95 млн баррелей в сутки, что на 10% выше нынешнего уровня. С ним не согласился его коллега, глава компании Aramco из Саудовской Аравии, Халид аль-Фалих (Khalid al-Falih). «Из 4 трлн баррелей нефти, которые имеются на планете, добыт только один», — заявил Фалих. «Это факт, что большая часть оставшихся ресурсов более трудно извлекаема, без сомнений, но мы можем обеспечивать больше 95, 100 млн баррелей в сутки, как то прогнозируется на следующие несколько десятилетий», — передает заявления Фалиха в Давосе британская The Times.
Как бы там ни было, глава нефтяной компании BP Тони Хейуорд (Tony Hayward) уверен, что углеводороды будут по-прежнему играть ключевую роль в обеспечении мирового спроса на энергоносители, сообщает британская The Independent. По оценкам BP, глобальное потребление энергии к 2050 году вырастет вдвое, что потребует инвестиций на 1 трлн долларов в год.
«Доля возобновляемых источников определенно вырастет, но нужно реально смотреть на перспективы их вклада в мировую энергетику. На сегодня в мире на ветровую, солнечную, геотермальную энергию и энергию приливов приходится около 1% совокупного уровня потребления. С учетом практических трудностей расширения этих технологий МЭА не может прогнозировать, что в 2030 году они будут обеспечивать более 5% мировой потребности в энергии», — цитирует слова Хейуорда британская The Independent.