Едва оправившись от кризиса, банковское сообщество уже задумывается о том, как противостоять подобным потрясениям в будущем. Банкиры предлагают усилить контроль за крупными кредитными организациями и заранее создавать за их счет «подушку безопасности».
Эти предложения будут обсуждаться сегодня на заседании комитета по банкам и банковской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей. Их поддержали обе банковские ассоциации, затем идеи вынесут на бюро союза, а в апреле — на съезд РСПП, рассказал вчера лидер объединения промышленников Александр Шохин. Если предложения поддержат правительство и Центробанк, во время будущих кризисов не будет нужды спасать банки в пожарном порядке и тратить на это госсредства, — надеется Шохин.
Все меры разбиты на два больших блока: один касается надзора за банками, другой — повышения устойчивости всей системы. Предлагается, например, за счет отчислений банков создать специальный фонд для страхования кредитов, выдаваемых предприятиям. Такая система будет напоминать страхование вкладов граждан. Но при этом должен измениться и подход к формированию резервов на потери по ссудам, считают авторы идеи. Они предлагают, чтобы требования к таким отчислениям были выше во время экономического подъема и кредитного бума и, наоборот, снижались на фазе спада. Тогда в «тощие» годы можно было бы пользоваться накоплениями, сделанными в «тучные» годы. А крупным системообразующим банкам предлагается еще и создать для себя отдельную «подушку безопасности»: выпустить облигации, которые в неблагоприятных обстоятельствах могут быть конвертированы в акции в обмен на внесение денег в капитал банков. Основным покупателем ценных бумаг могли бы стать Пенсионный фонд и Фонд национального благосостояния, предполагает ответственный секретарь комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП Сергей Моисеев. Если ценные бумаги будут иметь десятилетний срок обращения, а в спокойные годы по ним может быть установлена хорошая доходность, то такие выплаты перекроют потенциальную денежную поддержку инвесторов, поясняет Моисеев.
Ну и контроль за системообразующими банками должен быть строже. К ним могут предъявляться более высокие требования по нормативу достаточности капитала, раскрытию информации, рискам. Не исключено, что и надзор за такими банками должно осуществлять специальное подразделение Центробанка, говорит Моисеев. Всего, по его подсчетам, в отдельном надзоре могут нуждаться примерно 200 банков. Параллельно должны быть укрупнены территориальные управления ЦБ, считают авторы идеи. Сегодня теруправления ЦБ действуют практически в каждом регионе, даже там, где нет собственных региональных банков, уточняет Моисеев. По его мнению, достаточно оставить примерно 20 теруправлений. А инспекционные проверки банков и вынесение предписаний следует сосредоточить в центральном аппарате Банка России, дополняет исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. На региональном уровне, по его словам, слишком часто сказывается влияние человеческого фактора.
Есть шанс, что предложения РСПП не будут отвергнуты Центробанком. Мы уже проводили консультации, со стороны ЦБ к нашим предложениям есть неподдельный интерес, утверждает Моисеев. В беседах с журналистами представители Центробанка ранее также говорили об идее укрупнения территориальных управлений и более пристальном надзоре за крупнейшими банками. Предложения, которые касаются подходов к формированию резервов, во многом совпадают с инициативами, обсуждаемыми сейчас в международных организациях, например, в Базельском комитете по банкам и банковской деятельности, говорит Моисеев.
Елена КУКОЛ