Глава АСВ Александр Турбанов вновь высказался за создание финансового мегарегулятора в России. При этом он настаивает на том, чтобы эта структура создавалась на базе Банка России.
Глава госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» Александр Турбанов вновь высказался за создание финансового мегарегулятора в России. По его мнению, структура должна быть создана на базе Банка России. Высказывание прозвучало сегодня на заседании банковской комиссии РСПП.
«Идею надо рассматривать в применении к такой платформе, как Банк России, так как надзор за банками развит наиболее качественно, и ЦБ может выступать как кредитор последней инстанции», — уточнил глава агентства. Он также отметил, что «структура должна быть работающей и рабочей», передает РИА «Новости».
Александр Турбанов также заявил, что аналогичный опыт других стран, не предусматривающий надзор центрального банка, потерпел фиаско, так как такой орган не мог выступать в роли кредитора последней инстанции.
Напомним, в настоящее время различные сектора финансового рынка в России регулируются разными институтами — Банком России, Министерством финансов, Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и другими.
Участники рынка расходятся во мнениях относительно необходимости единого регулирующего органа в России. По мнению заместителя генерального директора департамента финансовых рынков Пробизнесбанка — группы «Лайф» Сергея Бокача, для такого органа прежде должны созреть условия. «В мировой практике существуют страны, имеющие финансовые мегарегуляторы. Высказывания наших официальных лиц о необходимости создания такой структуры понятны, ведь роль России на мировом рынке становится все более заметной. Однако стоит понимать, что на Западе финансовые рынки в своем развитии ушли далеко вперед, а в России эта система является развивающейся», — говорит эксперт.
По его мнению, объединение ныне действующих финансовых институтов вызовет множество вопросов. «Такое объединение не должно усложнять процедуру регулирования рынка. Кроме того, качество такого регулирования также не должно быть потеряно. Очень вероятным в данном случае выглядит сценарий, при котором, строя пресловутый мегарегулятор, мы уничтожим устоявшиеся институты управления, и в конечном итоге останемся вообще без рычагов управления», — рассуждает эксперт.
Начальник отдела инвестиционного анализа ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров смотрит на создание единого регулятора более оптимистично. «На мой взгляд, это очень правильная идея, — говорит он. — Вопрос в том, какова будет структура подчинения в данном органе. Безусловно, возглавлять институт, принимающий решения, возьмется Центробанк, поскольку, несомненно, он должен быть «последним кредитором» и иметь возможность анализа и отказа в случае безнадежности ситуации. В то же время возможно более оптимальное решение в случае создания спецфонда за счет средств правительственных фондов и обязательных отчислений профучастников — благо минимальный размер их собственного капитала сейчас существенно повышается».
Дискуссии о создании единого регулирующего органа ведутся уже на протяжении нескольких лет. В частности, еще в 2005 году ФСФР предлагало создать мегарегулятор — Федеральную экономическую службу финансового рынка (ФЭСФР), подчиненную непосредственно правительству. Предполагалось, что мегарегулятор будет финансироваться также за счет участников рынка. В этом орган походил на мегарегулятор Великобритании (Financial Services Authority, FSA). Единый мегарегулятор существует также в Бельгии, Люксембурге, Германии, Австрии, Дании, Швеции и Финляндии.
В мае 2007 года депутат Госдумы Валерий Зубов внес в Госудму законопроект, предусматривающий создание единого федерального органа регулирования финансовых рынков, однако в октябре он был отклонен в первом чтении. Наконец, в сентябре прошлого группа депутатов из «Справедливой России» внесла на рассмотрение Госдумы аналогичный законопроект.